Тот факт, что телефонный разговор между президентами Турции и России состоялся в назначенный срок, был продолжительным и не ограничился формальностями — без сомнения, хороший сигнал.
Во-первых, подтвердилось, что оба лидера действительно были готовы перевернуть кризисную страницу в двусторонних отношениях. Это не риторика, а руководство к действию. Есть уже и конкретная договоренность о личной встрече, что свидетельствует о серьезных намерениях президентов и далее непосредственно и без лишних посредников заниматься двусторонними отношениями.
Во-вторых, очевидно, была проделана немалая предварительная работа с обеих сторон, а потому можно будет предпринимать соответствующие шаги «без раскачки». Соответствующие распоряжения — по бизнесу, туризму — уже пошли в дело. Исхожу из того, что обсуждались и нашли соответствующие развязки и другие проблемы, прежде всего в сфере противодействия международному терроризму, где вопросов к турецкой стороне накопилось более чем достаточно.
Наконец, в-третьих, подтвердилось ощущение, что ни одна из сторон не была заинтересована в бесконечной конфронтации. Да, наши отношения омрачила трагедия, в которой очевидна вина турецкой стороны. Но Россия назвала те условия, на которых возможно продолжение диалога, и проявила твердость в их отстаивании. Понимая характер турецкого лидера, ясно, насколько непросто ему дались эти шаги (при всех нюансах перевода, о которых поспешили высказаться критики российско-турецкой нормализации). Но эти шаги были сделаны и нашли оперативный и адекватный приём. Дальнейшие темпы будут и далее определяться президентами.
Ну и еще один важный вывод: уверен, теперь будет делаться значительно больше, чтобы избежать возможных инцидентов и, тем более, трагедий в будущем. Они очень дорого стоят обеим сторонам, и прежде всего — обоюдного доверия. Это капитал, который накапливается годами, а растрачивается, порой, за мгновения. Теперь двум странам предстоит новая фаза накопления. Как представитель российской парламентской дипломатии и, в недавнем прошлом, сопредседатель Российско-Турецкого форума общественности, готов вместе с коллегами внести свой вклад в эту работу и на направлении народной дипломатии.