Это в дни Брексита-то, в дни, когда Европейский Союз переживает такое потрясение, какого он не знал за все время своего существования! Все-таки, согласитесь, надо обладать недюжинным талантом, чтобы выйти на трибуну и сдержать смех, заявляя подобное! Лично я б не смог, а Порошенко, видите, может!
Конечно, мировая и тем более европейская пресса в упор не заметили визита Порошенко в европейские столицы и его встречи там с лидерами ЕС. Все первые полосы (а порой и последние, учитывая вылет Англии с чемпионата Европы) посвящены Брекситу, снова Брекситу, опять Брекситу и теперь уже терактами в Стамбуле. Не до Украины сейчас Европе.
Глубокая обеспокоенность Голландии
Хотя есть одна страна Европы, в которой украинская тематика снова вышла на первый план. И эта страна — Нидерланды. Как-то все уже подзабыли голландский референдум, на котором подавляющее большинство тамошних жителей отвергли Соглашение об ассоциации Украина-ЕС. А ведь итоги этого референдума пока что зависли в воздухе. Напомню, сразу после оглашения результатов опроса правительство и парламент приняли решение отложить имплементацию этих результатов до — да-да — все того же референдума в Британии. Объяснили это тем, что, мол, не хочет Гаага влиять на результаты британского опроса, подбадривая тамошних евроскептиков.
И вот британские евроскептики, обойдясь как-то без помощи Гааги, проголосовали за Брексит. И теперь, хочешь-не-хочешь, голландскому правительству приходится возвращаться к волеизъявлению своего собственного народа. И оно наверное, даже жалеет, что ждало референдума в Британии. Поскольку там отрыв евроскептиков от еврофилов был минимальным, а премьер Кэмерон тем не менее вышел к людям и сказал: «Мы должны гордиться тем фактом, что на этих островах мы доверяем народу такие большие решения… Воля британского народа — это инструкция, которой нужно следовать». Голландские политики, которые после референдума стали юлить и заявлять о необходимости «оценить, за что именно голосовали избиратели», оказались после такой речи не в самом удобном положении.
Еще во вторник утром газета De Volkskrant сообщила, что премьер-министр Рютте склоняется к тому, чтобы ратифицировать украинское Соглашение, несмотря ни на что. Однако в тот же день сам Рютте выразил явный скепсис относительно того, что этот документ будет ратифицирован Нидерландами в прежнем виде.
Он заявил, что совместно с европейскими чиновниками постарается выработать некие «юридически обязывающие» документы, в которых были бы учтены беспокойства голландского народа по поводу Соглашения с Украиной. При этом добавил, что по этому поводу «его руки связаны». В принципе, он тут же и пояснил, что, по его мнению, «беспокоит его избирателей» (как будто бы они не сказали «нет» всему Соглашению в целом). Он выделил три пункта: возможность перспективы членства Украины в ЕС, военное сотрудничество с Украиной, предусмотренное Соглашением, и финансовая поддержка Украины.
Дипломатичное «нет»
Что это означает на практике? Это значит, что Голландия ставит своим условием принять обязывающий документ о гарантиях неприсоединения Украины к Евросоюзу ни сейчас, ни позже, «ни чучелом, ни тушкой». Если такой документ будет принят, это будет означать полный крах майданной мечты о «светлом европейском будущем Украины». Что-то мне подсказывает, что против такого договора особенно сильно будут выступать поляки, я уж не говорю о самом Киеве. Но в противном случае Нидерланды грозят все-таки не ратифицировать Соглашение об ассоциации. И если Гаага официально откажется от ратификации, документ просто полностью теряет силу. Точнее он как бы и не вступает в силу, а временное его применение останавливается. Так уж устроен Евросоюз…
На Рютте давят сейчас со всех сторон. В первую очередь, он обязан думать о предстоящих в марте парламентских выборах. Рейтинги его партии и так нынче не очень велики. А откровенное игнорирование результатов референдума, на который Голландия выделила 30 млн. бюджетных евро, еще сильнее обрушит эти рейтинги и, конечно же, усилит позиции основной силы евроскептиков — Партии Свободы, которая сейчас и без того лидирует в рейтингах. Она, воодушевленная успехами британских коллег, уже определилась с основным лозунгом предвыборной кампании: «Даешь референдум о выходе Нидерландов из ЕС!» И наверняка будет использовать эту тему как прекрасный технологический инструмент для наращивания рейтингов.
Кроме того, против правительства подан официальный иск в суд с требованием немедленной имплементации результатов референдума, как того требует закон. Авторами иска являются активисты «Форума за демократию», одного из организаторов голландского референдума. Они наняли сильных юристов и оценивают перспективы иска как «довольно высокие».
Европа больше не интегрируется
А тут еще одна неприятная новость для Украины. На этот раз от главного благодетеля нынешнего киевского режима — Барака Обамы. Комментируя результаты Брексита, он почему-то не вспомнил Украину, якобы находящуюся в центре внимания всего цивилизованного человечества (ну, если верить Порошенко, конечно), а сконцентрировался на том, что нужно делать с распадающимся Евросоюзом. И первое, что призвал (ну, или распорядился — кому как нравится) сделать Обама, так это: «нажать кнопку паузы на проект полной европейской интеграции». Да-да, так и сказал! Прямым текстом!
А что же делать с украинской «евроинтеграцией», ради которой организаторы киевского майдана проливали чужую кровушку? Ведь ее теперь тоже надо «ставить на паузу», раз уж сам Обама повелел! Но почему-то украинские СМИ с большей охотой комментируют слова Порошенко о том, что вся Европа только об Украине и думает, чем слова «лидера демократического мира». Оно и неудивительно! Ведь в свое время на ту же самую «кнопку паузы» в деле евроинтеграции попытался нажать Янукович. Из-за чего, собственно, и получился майдан. Ну, не выводить же на майдан украинских евроинтеграторов в Вашингтоне, в самом деле. Лучше промолчать. Или нет, лучше и дальше рассказывать анекдоты о том, как весь мир плюет на Брексит, только и думая, чем бы еще помочь великой Украине!