Международная федерация легкой атлетики (IAAF) запретила выступать всем легкоатлетам из-за якобы повсеместного применения запрещенных препаратов. В свою очередь, МОК на заседании 21 июня допустил возможность участия в Олимпиаде некоторых спортсменов, с которых IAAF снимет дисквалификацию в индивидуальном порядке.
Юрист Всероссийской федерации легкой атлетике (ВФЛА) Артем Пацаев в беседе с НСН рассказал, что у наших легкоатлетов еще есть шанс поехать в Рио.
«По двум легкоатлетам — ходокам Денису Нижегородову и Светлане Васильевой — уже направлен иск в спортивный арбитражный суд в Лозанне (CAS). Другие спортсмены еще не определились, готовы ли они бороться, но мы готовы помочь всем. Как правило, такие дела объединяются в одно. Захотят спортсмены, могут обращаться к нам, могут — к любому другому юристу, специализирующемуся на спортивном праве», — добавил Пацаев.
Кодекс CAS предусматривает ускоренное рассмотрение таких дел в преддверии крупных соревнований, к которым, безусловно, относится Олимпиада. Сроки поджимают, но, тем не менее, время еще есть.
В интервью НСН московский адвокат Яна Теплякова рассказала, что к ним пока никто из российских атлетов не обращался. Но каждый, кто получит такую просьбу, готов взяться за дело.
«Любой человек имеет право на защиту, и в этом случае все понимают, что это не только спорт, это политика, но отстаивать свои права, конечно, надо», — добавила Теплякова.
С другой стороны, ситуация несколько абсурдная, говорит адвокат. В применении допинга обвинили только нескольких легкоатлетов, но доказывать, что они чисты, придется всем.
«Те спортсмены, которые все-таки обратятся в суд в Лозанне, будут бороться за свою невиновность, утверждать, что не имеют никакого отношения к некой допинговой системе, и они, как другие чистые легкоатлеты из других стран могут участвовать в Играх, — пояснил Артем Пацаев. Олимпийская хартия прямо говорит, что Олимпиада — это соревнования атлетов, а не стран. Принадлежность спортсмена к какому-то государству носит условный характер. Поэтому, кстати, запрещены официальные рейтинги стран. И когда подсчитывают, кто сколько медалей завоевал, это называется — «неофициальный командный зачет». А в нашем случае выходит, что всех спортсменов по принципу принадлежности к гражданству скопом обвинили в применении допинга. На наш взгляд это несправедливо, это противоречит фундаментальным принципам олимпийского движения», — заключил юрист ВФЛА.
Большинство спортсменов, экспертов и журналистов уверены, что допинговый скандал — это дело, в первую очередь, политическое. Но во Всероссийской федерации легкой атлетики надеются, что арбитры спортивного суда будут свободны от влияния СМИ.
«Едва ли не решающую роль во всем этом деле играют западные издания: NY Times, Spiegel. Они формируют некий тренд, которому спортивные чиновники вынуждены следовать. Я надеюсь, что суд в Лозанне будет свободен от этого влияния. Хотя исключать ничего нельзя. Не так давно президент CAS Джон Коутс, он же член исполкома МОК, высказывался в поддержку запрета российским атлетам участвовать в Олимпиаде. Но надеюсь, что для юристов, которые будут рассматривать дело, собственное честное имя дороже, — рассказал НСН юрист ВФЛА Артем Пацаев.
Сборную России по легкой атлетике отстранили от участия в Олимпийских играх-2106 после доклада Всемирного антидопингового агентства. Там утверждалось, что в российской легкой атлетике повсеместно применяются запрещенные препараты. И к допинговой системе имеют отношение не только спортсмены и тренеры, но и спортивные чиновники — это целая государственная программа. В России такие заявления назвали абсурдными.