Украинские власти могут праздновать свой очередной провал. Широко распиаренный «Закон об очищении власти», с помощью которого постмайданная политическая тусовка собиралась не допустить во власть своих противников, свергнутых в результате переворота 2014 года, обернулся крупными неприятностями для них самих.
Как результат — никакого «очищения» не произошло, в стране благодаря повсеместной люстрации разрастается кризис управления. Закон используется для сведения счетов с оппонентами, он стал мощным коррупционным рычагом и очередным способом отвлечь внимание украинских граждан от реальных проблем страны.
История вопроса
«Закон об очищении власти» был принят Верховной радой в сентябре 2014 года и вступил в силу спустя месяц.
Он в частности предполагает увольнение чиновников на том лишь основании, что они служили в период правления президента Виктора Януковича или состояли в КПСС во времена СССР.
Документ сразу вызвал многочисленные нарекания ряда украинских политиков и экспертов, а вскоре его жестко раскритиковали представители Венецианской комиссии — органа по конституционному праву при Совете Европы.
«Венецианская комиссия четко дала понять, что в Украине не было никаких оснований для возвращения коммунистического режима и что нельзя было люстрировать политиков лишь потому, что они состояли в КПСС», — подчеркнул руководитель центра «Третий сектор» Андрей Золотарев в комментарии Ukraina.ru.
Конституционный суд
В связи с этим уже в январе 2015 года группа депутатов Верховной Рады, в основном представляющих «Оппозиционный блок», подали в Конституционный Суд запрос о проверке «Закона об очищении власти» на соответствие украинской Конституции.
Согласно закону, решение по этому делу должно было быть принято в течение трех месяцев, однако его рассмотрение затянулось более чем на год. Судьи планировали огласить свой вердикт примерно неделю назад — 10 июня, но утечка проекта судебного решения в прессу за день до этого спутала судьям все карты. Согласно обнародованному документу, судьи КСУ намеревались признать закон неконституционным, однако были вынуждены отложить вынесение решения на неопределенный срок.
«В Украине произошло из ряда вон выходящее событие. Группа граждан неправомерным путем добыла проект решения по продолжающемуся судебному производству относительно конституционности "люстрационного" закона Конституционного суда и "вбросила" его в интернет!» — заявил член Венецианской комиссии от Украины, нардеп из фракции «Оппозиционного блока» Сергей Кивалов.
Кроме того, 16 июня украинские парламентарии при 228 голосами включили в повестку дня сессии законопроект, который распространяет действие люстрации в том числе на судей Конституционного суда, которые, напомним, пытаются вынести решение по «Закону об очищении власти». Иначе как абсурдом это не назовешь.
Так почему же закон о люстрации вызвал столь бурное противостояние среди украинских политиков?
Последствия люстрации
Победа Майдана развязала руки. В первую очередь это выразилось в так называемой «мусорной люстрации», когда некоторых политиков и чиновников избивали, обливали зеленкой и забрасывали в мусорные контейнеры. От этого пострадали видные политики, как например Нестор Шуфрич, депутат ВР и экс-глава украинского МЧС. Со временем волна подобных акций сошла на нет — просто акции перестали оплачивать. В СМИ даже публиковали прейскуранты подобных услуг.
Однако законное «очищение власти» оказалось гораздо более разрушительным для украинского государства.
«Мы сегодня сталкиваемся с беспрецедентной неграмотностью и некомпетентностью власти. Об этом говорят как госслужащие, так и бизнес на местах. Новые чиновники, назначенные на должности из соображений революционной целесообразности, не отвечают требованиям времени», — заявил нашему изданию эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Антон Финько.
Как отмечает политолог Андрей Золотарев, в данный момент закон используется исключительно для сведения счетов.
«У нас люстрация используется исключительно с целью устранения политических конкурентов. Почему не люстрировали Александра Турчинова, который был пламенным коммунистом, а по сути — номенклатурой КПУ. Почему такая интересная избирательность? Многие помнят, как Турчинов учил молодежь любить Родину и Партию», — подчеркнул Золотарев.
При этом закон создает мощный коррупционный механизм, позволяющий вымогать взятки у чиновников и политиков для того, чтобы закон не был применен в их отношении. И такой подход работает: за два года были уволены всего 930 чиновников из более чем пяти тысяч, подпадающих под закон «Об очищении власти». Так и не заработал единственный позитивный пункт данного закона, в котором говорится об имущественной люстрации — увольнении чиновников, имущество которых не соответствует их доходам.
В среднесрочной перспективе люстрация приведет к многомиллионным потерям украинского государства от одних только решений европейских судов по искам уволенных чиновников. Очевидно, если Венецианская комиссия раскритиковала закон о люстрации, решения того же ЕСПЧ по искам жертв украинской люстрации будут не в пользу Украины.
Позор для власти
Самой логичной выглядит отмена столь неоднозначного законопроекта, но такой признание ущербности закон — позор для его лоббистов, среди которых — первые лица государства.
По этой же причине ближайший соратник президента Порошенко, генпрокурор Юрий Луценко заявлял, что в случае отмены закона о люстрации Верховная Рада примет новый аналогичный закон.
Поэтому, скорее всего, КСУ не отменит действие закона, приняв очередное половинчатое решение, которое позволит «заморозить» практическое продолжение «очищения власти». По прогнозам экспертов, это произойдет в течение ближайших двух недель.
«Правящий лагерь слишком неблагополучен и расшатан. Люстрация лишь поможет это все "добить" уже к осени», — считает Финько.
Ну а досрочные парламентские выборы приведут к власти совсем другую коалицию, которая, вполне возможно, захочет провести свое «очищение власти». Маховик люстраций уже запущен, и остановить его будет крайне сложно. И его вращение будет неуклонно и методично уничтожать остатки украинской государственности.
Василий Темный и Полина Орловская