Вселенский Собор местного значения - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вселенский Собор местного значения

Читать в
ДзенTelegram
«Украинский вопрос» снова стал камнем преткновения между Московским и Константинопольским патриархатами

На днях Русская Православная церковь заявила о своем отказе участвовать во Всеправославном Соборе, который был инициирован Константинопольским патриархатом. Встреча лидеров православия должна была проходить в критском городке Колимвари в течение десяти дней во второй половине июня. Проведение Собора было сорвано. Тому есть и повод и причина.
Речь идет о почти столетнем соперничестве Константинопольского патриархата, имеющего историческое первенство среди всех православных конфессий, и Московским патриархатом, самой многочисленным и сильным православным объединением в мире. Это причина. Конфликты патриархатов в течение почти столетия имели самые разные подоплеки, однако, начиная с нулевых годов этого века, камнем преткновения между ними стал «украинский вопрос». Это уже повод.
А теперь обо всем подробно.


Церковное самоопределение

В повестку Собора было вынесено 6 вопросов, среди которых третьим значился вопрос об автономии православных церквей и способах её провозглашения. В РПЦ никто не сомневается, что именно в этом пункте и заключался тот самый болезненный «украинский вопрос», который омрачает сестринские отношения между Московским и Константинопольским патриархатом.
Также недавно стало известно, что в Верховной Раде депутатами от Блока Петра Порошенко и «Самопомощи» зарегистрирован законопроект, который позволяет государству контролировать религиозные объединения, руководство которых находится в «стране-агрессоре» (читай, в России). Руководство Украинской Православной церкви Московского патриархата не без основания полагает, что этот законопроект направлен против неё, так как УПЦ МП является составной частью РПЦ.
Многие православные архиереи и эксперты видят в этом законопроекте, во-первых, дискриминацию, а, во-вторых, попытку нынешнего руководства Украины всеми правдами и неправдами принудить УПЦ МП пойти на создание вместе Киевским патриархатом «поместной церкви», независимой от Московского патриархата. В РПЦ и УПЦ МП полагают, что руководство Украины хочет в этом начинании заручиться поддержкой Константинопольского патриархата.


Цели Киева и Константинополя

По мнению близкого к руководству Московской Патриархии главы Ассоциации православных экспертов Кирилла Фролова, созывая Всеправославный Собор Константинополь преследовал две цели. Первая — установить свой диктат в мировом православии, и вторая, помочь Петру Порошенко в деле создания «поместной церкви» на основе УПЦ МП и Киевского патриархата. Цели, казалось бы, разновеликие, но, несмотря на это, лежащие в одной плоскости.
«Константинопольский патриархат — микроскопическая церковь, имеющая меньше прихожан, чем в одном московском благочинии: 2 миллиона православных греков в США и несколько тысяч — в Стамбуле. Но при этом амбиции Варфоломея сравнимы с амбициями Папы Римского, считающего, что он непогрешим, и что общение в церкви идет через общение с ним и через подчинение ему. Нечто подобное перед самым собором заявил богословский советник Варфоломея — Иоанн Хрисавгис. По его словам, решение этого собора будет обязательным и для не присутствующих на нем церквей, назвав его Вселенским, хотя сам же Константинопольский патриархат подписался под тем, что все решения на нем будут приниматься консенсусом. Прямо как в Совете Безопасности ООН. Уже из-за этого мы не могли участвовать в этом Соборе. Причем не только РПЦ, но и другиецеркви — Сербская, Болгарская, Грузинская», — говорит Фролов.
И вторая причина отказа — тот самый «украинский вопрос».

«Это не проговаривается напрямую, но в отказе присутствует и украинский подтекст. Дело в том, что нам известно, что именно Петр Порошенко, а не кто-либо другой инициировал законопроекты об особом статусе религиозных организаций, имеющим центр в «государстве-агрессоре», и о том, что члены некой общины, претендующей на тот или иной храм, могут параллельно зарегистрировать ее, и от церкви по их требованию отбираются лавры и монастыри. Тем более что львовянин и униат по вероисповеданию из украинского Министерства культуры господин Андрей Юраш, который занимается церковными вопросами, заявил недавно, что Киево-Печерская и Почаевская Лавры являются рассадниками москвофильских настроений. То есть, уже понятно, что с помощью подобного закона Киевско-Печерскую Лавру попросту заберут у МП», — уверен Фролов.

Всё говорит о том, что Порошенко готовится к разгрому Московского патриархата на Украине, и ему для этого не хватало только серьезного авторитета в православном мире, который бы мог освятить этот разгром. Им и является для него Константинопольский патриарх Варфоломей, который поднимет свой авторитет за счет успешного проведения Собора.
По информации Ukraina.ru митрополит УПЦ МП Александр (Драбинко) дал знать администрации президента Украины, что есть 8-10 епископов УПЦ МП, которые готовы перейти под юрисдикцию Варфоломея. В православном мире все прекрасно знают, что Драбинко — многолетний лидер автокефалистского крыла МП. Вот они могут вместе с Киевским патриархатом и начать создавать поместную церковь, которую освятит Варфоломей. Такова, по крайне мере, логика событий.


Предшественники Порошенко

В деле создания украинской «поместной церкви» у Порошенко были свои предшественники в лице Леонида Кучмы и Виктора Ющенко, а благодаря Леониду Кравчуку в 1992 году вообще был создан Киевский патриархат.
В начале нулевых гонцы от Кучмы ездили в Стамбул к Варфоломею, чтобы заручится его поддержкой. Однако из-за начавшегося «кассетного скандала» эти планы остались нереализованными.
В начале своей каденции за них взялся Ющенко.
Напомню, что на Украине есть три крупных православных конфессии: УПЦ Московского патриархата, УПЦ Киевского патриархата и Украинская автокефальная церковь. Первая является самой крупной православной конфессией. У нее более 10 тысяч приходов. При этом она является и единственной канонической церковью на территории Украины в то время, как КП (примерно 3 тысячи приходов) и УАПЦ (не больше тысячи приходов) не признаются каноническими ни одной православной конфессией мира, в том числе и Константинопольским патриархатом.
В 2005 году Ющенко инициировал объединение КП и УАПЦ, однако в итоге последняя отказались от такого объединения. Причина — личность предстоятеля Киевского патриархата — Филарета (Денисенко). В нем видели «демона», который будет заниматься не объединением, а просто подомнет под себя «автокефалов». Так что тут у Ющенко произошло фиаско.
Следующая попытка произошла в 2008 году, когда Украина собиралась активно праздновать 1020-ую годовщину Крещения Руси. План у Ющенко был таков: Варфоломей объявляет о том, что берет под свой омофор Киевский патриархат, делая его тем самым каноничным.
Понимая, что Московский патриарх никогда не даст томас об автокефалии УПЦ МП и никогда не благословит объединения с УПЦ КП, Ющенко думал уговорить митрополита Владимира, предстоятеля канонической церкви, просто присоединиться к КП, после чего Варфоломей даст новому православному объединению томас об автокефалии. Таким образом, на Украине и рождается «поместная церковь». Была даже выпущена памятная монета достоинством в одну гривну, на которой были изображены Ющенко и Варфоломей.
«Куратором проекта» был назначен старший брат президента — Петр Ющенко. По Киеву даже поползли слухи, что именно он и станет новым патриархом. Однако последний их активно опровергал, указывая, что для того, чтобы ему стать предстоятелем, он должен, прежде всего, стать монахом.
Однако и этому проекту Ющенко не суждено было сбыться. Во-первых, Москва надавила на Варфоломея, а, во-вторых, от этого отказался Филарет, испугавшись, что его лишат власти.
После прекращения президентства Ющенко тема создания «поместной церкви» ушла. Виктор Янукович к этой теме был равнодушен. Его Московский патриархат устраивал.


Автокефалы в Московском патриархате

Эта тема вновь возникла при Петре Порошенко, кстати, многолетнем прихожанине именно Московского патриархата. Он всю свою сознательную жизнь вместе с семьей всегда ездил в паломнические «туры» по известным монастырям России, не особо афишируя это. К тому же Порошенко всегда был крупным спонсором Московского патриархата.
Однако сейчас в условиях войны в Донбассе, когда украинское руководство считает именно Россию ее виновником и вообще агрессором, а в УПЦ Московского патриархата видят союзника России, а не Украины, и рассадник пророссийских настроений среди украинцев, идея создания «поместной церкви» вновь получила новую жизнь.
Внутри самой УПЦ МП среди архиереев есть сторонники этой идеи, как уже говорилось выше, в лице митрополита (Александра Драбинко) и его последователей. Эту группу принято называть «автокефалистами».
Она возникла еще во второй половине нулевых. При Викторе Ющенко. Хотя Драбинко всегда считался ее неформальным лидером, но все прекрасно понимали, что на самом деле лидером являлся покровитель последнего — сам митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Однако он не мог открыто выступать за отделение от Москвы, как впрочем, и группа Драбинко.
Почему? Потому что подавляющее большинство мирян, монахов и архиереев УПЦ МП выступает против разрыва с Москвой. И те из МП, кто публично отстаивал бы такой разрыв, сразу были бы заклеймены как предатели. Их церковная карьера моментально бы оборвалась. Поэтому им приходилось действовать тайно. Например, при Ющенко они добились того, что в церкви было запрещено так называемое «политическое православие». Это когда православные братства активно выступали против оранжевой революции и активно агитировали за дружбу с Россией. Однако сил добиваться автокефалии от Москвы без поддержки власти им не хватало.
Но теперь после победы Евромайдана и прихода Порошенко они снова активизировались. Правда, пока во главе УПЦ МП стоит митрополит Киевский Онуфрий, твердый «москвофил», автокефальная линия не сможет стать мейнстримом.
Однако с помощью властей «автокефалы» могут не только усилиться, но и стать союзниками Порошенко и Варфоломея в деле создания «поместной церкви». Понимая все это, Москва и пошла на отказ от в участии во Всеправославном соборе на Крите. Но это не конец, а начало истории. Ukraina.ru будет следить за происходящим в церковной жизни страны.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала