Два месяца назад я случайно разговорился с обычным охранником булочной Вены. Мне было очень интересно узнать об условиях работы в Австрии, деловой активности. Так вот, этот рядовой житель Вены, когда начал говорить о своей супруги, поведал, что ее недавно сократили. Она работала в компании, которая поставляла продукцию в РФ. После санкций они фактические ушли с российского рынка. По его словам, в Австрии из-за антироссийских санкций сократилось более 300 тыс. рабочих мест.
Наверняка, в количестве потерявших работу он ошибается. Возможно, Alexander Scherba имеет более точные цифры. Но главное не это — а общий настрой. Санкции против РФ воспринимаются обычными жителями Австрии как такие, которые сокращают рабочие места в стране, лишают людей заработка. А это очень нехорошо. И им, честно говоря, по большому все равно на Крым и на Донбас, как бы нам горько ни было от этого. Эти жители — самый активный электорат, на который, естественно, ориентируются политики.
А теперь, когда вы представите все это вместе с негативными настроениям крупного и среднего бизнеса, которые привыкли зарабатывать миллионы и миллиарды евро за счёт РФ и лишились стабильного рынка сбыта товаров и услуг, то решение французского Сената вам не покажется вверх кощунства.
Мы не сможем противиться росту пророссийских настроений в ЕС, просто трубя, что это неправильно. Дипломатией европейцев не на кормишь. Красивым словам, даже правильным, они предпочитают приятный шелест в кармане. Гораздо лучше провести реформы, восстановить экономический рост и внутреннее потребление, и помочь тем же европейцам, которые потеряли живые деньги на российском рынке, постараться заработать на украинском. И доказать на собственному примере успеха, что их лишения не были праздными.
В противном случае будем оставаться безмолвными свидетелями исторической спирали в Европе.