Во вчерашней колонке я высказал гипотезу о том, что Надежда Савченко станет лидером украинского радикального национализма, заняв политическую нишу, вакантную после ухода руководителя «Правого сектора» Дмитрия Яроша. И что это предопределено естественным ходом вещей. Добавлю, что Надежда гораздо опаснее своего предшественника, ведь ее харизма и популярность неизмеримо выше. Она способна объединить разрозненные силы радикалов и резко усилить их влияние.
Некоторым экспертам, судя по реакции социальных сетей, такое предположение показалось надуманным, искусственным. Ведь нет пока никаких фактов. Надежда Викторовна обласкана двумя самыми влиятельными политиками Украины — Петром Порошенко и Юлией Тимошенко, и основной украинский дискурс этих дней состоит в том, кто из этих достойных людей выиграет борьбу за душу Савченко и как попытается использовать ее в борьбе за власть.
Это вчера не было фактов. А сегодня факты есть. Их предоставила сама Надежда Савченко на своей первой пресс-конференции в Киеве. "Как я вижу будущее Украины — то да, только украинский язык, только украинские телеканалы. Мы не такое большое государство, чтобы разбивать… Мы будем делать Украину для украинцев украинской». Главные тезисы ее выступления таковы: Украина воюет с Россией, выборы в Донбассе можно проводить только после возвращения полного контроля над границей, и необходимо «выгрызать победу зубами». Также она предположила, что если будет третья мировая война, то Крым вернется в Украину. И последними словами поносила президента России.
Таким образом Надежда Савченко уже позиционировала себя в качестве главного «ястреба» и главного националиста украинской политики, усилив впечатление обещанием плотно заняться вопросами укрепления безопасности и военной мощи страны. Это должно обеспокоить нынешнего министра обороны Степана Полторака: а ну как высшему начальству, которое сейчас подыскивает для Савченко достойное место в системе власти, придет в голову именно ей доверить военное ведомство? Впрочем, и самому высшему начальству слегка икалось, когда Надежда эдак небрежно заявляла, что могла бы и президентом согласиться быть — если народ попросит, и «Батькивщину» возглавить — если понадобится.
В процессе этого бенефиса мне постоянно вспоминался наш великий общий земляк Николай Гоголь, которого, впрочем, Надежда Савченко вряд ли знает, поскольку, по ее сегодняшним же признаниям, книжек не читает, да и в школу ходить не любила. Это было чисто хлестаковское выступление, на грани или за гранью безумия. И стало совершенно очевидно, что к власти ее подпускать нельзя ни в коем случае. С другой стороны, а как ее не пустить? Когда народ в растерянности и отчаянии, когда потерял остатки доверия и уважения к власти, он готов пойти и за безумцами. В конце пресс-конференции публика скандировала «Слава Украине» и «Украина превыше всего» — калька с известного нацистского «Дойчланд юбер аллес». Еще бы немножко — и начали бы скакать как на Майдане. А ведь это была как бы продвинутая публика, как бы образованная. Вроде как журналисты, политики. Легко представить реакцию широких масс, если Надежда Савченко выступит на городской площади.
Думается нам, что нынешние правители Украины — люди опытные и не попустят такого. Они попытаются задушить свою Жанну д'Арк в объятиях, позволить ей — говоря ее же словами — «скурвиться и опаскудиться», то есть заласкать и подкупить. Но поскольку она сама эту опасность предвидит, наиболее вероятным кажется сценарий, при котором Савченко очень скоро вдрызг разругается с истеблишментом, а затем начнет борьбу с ним. Похоже, Украину ждут новые потрясения.