Когда 9 мая президент Украины Петр Порошенко возлагал цветы к Вечному огню в Парке Славы, в первом ряду за ним среди ветеранов белела куколь «Патриарха Киевского и всея Руси-Украины» Филарета. Предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Онуфрий и его окружение стояли от президента гораздо дальше.
А через три дня Порошенко поздравил Филарета с 50-летием служения на кафедре.
«Убежден, что благодаря и вашей настойчивой работе украинское православие получит признанную другими церквями автокефалию», — отметил украинский президент.
Всего за несколько недель до этого на собрании Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций Порошенко и вовсе заявил: стране нужна своя поместная церковь.
«Почти в каждом независимом православном государстве есть независимая автокефальная церковь. Давайте посмотрим на карту в алфавитном порядке: Болгария и Грузия, Греция и Кипр, Румыния и Сербия. Почему Украина — другая? Почему бы нам быть исключением из этого правила?», — недоумевал Порошенко.
Но в этом деле пообещал не вмешиваться и не давить.
Впрочем, это мало успокоило наблюдателей. Требование о создании поместной церкви — «козырная карта» «Киевского Патриархата». Кроме того, на Украине в последнее время зачастили случаи поджогов и "рейдерских захватов" храмов УПЦ МП. А ведь сам Порошенко — один из прихожан храма именно Московского Патриархата. Не сменил ли конфессию человек, которого считали верным прихожанином УПЦ МП?
Благодетель для галочки
Источники «Украина.Ру» утверждают: Порошенко по-прежнему остается прихожанином Свято-Троицкого Ионинского монастыря УПЦ МП в Киеве. Знаменитая фотография Порошенко в стихаре — как раз оттуда. В 2009 году она наделала переполох. СМИ посчитали, что Порошенко стал диаконом — священником в низшей степени священства. Предстоятель монастыря вынужден был пояснять: Порошенко возглавил крестный ход как обычный прихожанин.
«Его другие прихожане монастыря считали благотворителем. Он там удостаивался даже облачения — стихаря, которое выдают либо иподиаконам либо самым почетным членам общины», — рассказывает «Украине.Ру» православный обозреватель Дмитрий Скорцов.
При этом, Порошенко не был главным и единственным благотворителем храма, отмечает журналист. По его информации, гораздо сильнее монастырю помогали олигарх Вадим Новинский и бывший генпрокурор Геннадий Васильев. Примечательно, что с Новинским у Порошенко во времена Майдана произошел скандал, во время которого нынешний президент обозвал олигарха «сукой православной».
Сам Порошенко просто был на виду, в т.ч. и благодаря тому, что имел медиаподдержку в лице «5 канала». Среди украинских политиков ходили и слухи о вояжах Порошенко по православным монастырям в России. Но такое рвение может быть следствием умелого пиара политика.
«Когда он увидел, что «регионалы» и в частности Янукович добиваются успехов в том числе и потому, что позиционируют себя ревностными православными, он тоже решил стать прихожанином монастыря, который с одной стороны — известный, а с другой — его благотворители не любят пиариться и, соответственно, у Порошенко нет конкурентов», — отмечает Скорцов. Традиция следовать культурному мейнстриму оказалась сильна, как во времена Ельцина, который дал толчок развитию тенниса в СНГ, так и Путину, популяризирующему дзюдо. Неспортивный Порошенко увидел в показной религиозности хороший инструмент продвижения в системе.
С такой оценкой «меценатства» Порошенко согласен и молдавский журналист Владимир Букарский. По его словам, благотворительность украинского президента часто носит показной и идеологический характер.
«В Бендерах Порошенко помогал не 2-ой гимназии — школе, где он отучился, а украинской гимназии, которая готовит радикальных националистов», — рассказывает Букарский.
На высшем уровне
В качестве не прихожанина, но политика, а затем и президента Порошенко тоже не сильно помогал Церкви, но при этом активно вмешивался в ее дела.
«Порошенко близок к той части украинского епископата, которая поддерживала автокефалию. Его отношения с помощником покойного митрополита Владимира Александром Драбинко, который последние пять лет его жизни и руководил Церковью, были дружеские. У них была единая цель — отрыв каноничной церкви от Московского Патриархата», — рассказывает Скворцов.
Как отмечают эксперты, после смерти митрополита Владимира Порошенко даже пытался продавить собственную кандидатуру на пост предстоятеля Украинской Православной Церкви — митрополита Винницкого и Барского Симеона. Однако тут Церковь сыграла на опережение, назначив местоблюстителем митрополичьего престола Онуфрия, который позже и стал митрополитом. Поэтому, мол, отношения Порошенко с Онуфрием и не заладились.
Помимо поддержки «Киевского патриархата» Порошенко попытался наладить связи и со Вселенским патриархом Варфоломеем, который мог бы помочь ему в создании поместной церкви на Украине. На 1000-летие смерти крестителя Руси князя Владимира в 2015 году Порошенко пригласил иерархов Константинопольской церкви. Это вызвало возмущение среди епископов УПЦ.
«Порошенко, позиционирующий себя не только специалистом в дипломатии, но членом Церкви, не может не знать, что приглашение иностранных архиереев «через голову» местного предстоятеля провоцирует первых на нарушение правил межцерковного общения. Данная практика, введенная ещё кумом и предшественником нынешнего президента Виктором Ющенко», — укорил единоверца управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний.
Что касается самого предстоятеля Украинской Православной Церкви, то ему это «противостояние» дается нелегко. Одновременно с нападками на УПЦ МП все громче слышны голоса, призывающие запретить эту конфессию или переименовать в «российскую». Случаются и провокации. Так, в конце января накануне Собора епископов в Киево-Печерской Лавре в Киеве стали распространять листовки с призывом отлучить Порошенко от церкви. Авторами листовок была «Лига защитников канонического Православия». Онуфрию пришлось отвергать причастность к организации мероприятия.
«Президент Петр Алексеевич Порошенко — это наш президент, это глава нашего государства, и наша Церковь молится за него, как за главу нашего государства и как за брата нашего по вере», — подчеркнул тогда митрополит Онуфрий.
Впрочем, такая позиция все равно не спасает Церковь от нападок. А «главный прихожанин» — отмалчивается или становится на сторону противников УПЦ МП. Такой сегодня мейнстрим на Украине, и Порошенко по обыкновению не отстает.