«Украина.Ру» разбиралась в побудительных мотивах и вероятности назначения на должность генпрокурора бывшего министра внутренних дел и дважды судимого Юрия Луценко.
Дорогое удовольствие
На этой неделе стало ясно, что стать генпрокурором у Юрия Луценко пока не получилось. В кулуарах ВР поясняют, в чём загвоздка: на кандидатуре Луценко настаивает президент Пётр Порошенко, а «Народный фронт» — категорически против.
21 апреля в Верховной Раде снова было неспокойно: собирали голоса под «проект Луценко» — законопроект, позволявший стать кандидатом в генпрокуроры без юридического образования и прописанный специально под Юрия Витальевича. В БПП искренне надеялись найти 226 «за» и проголосовать законопроект в первом чтении в тот же день. Но затея провалилась, так что процедуру отложили на 10 мая.
Напомним, что ранее вице-премьер Степан Кубив, будучи в статусе представителя президента в парламенте, зарегистрировал проект о внесении изменений в закон о прокуратуре. Позже документ окрестили «законом под Луценко», ведь у главного президентского кандидата нет юридического образования.
Законопроектом Кубива предлагалось внести изменения в ст.40 ч.3 закона о прокуратуре — о требованиях к кандидату на занятие должности генерального прокурора. Нынешняя редакция статьи говорит, что главой ГПУ может стать человек, который имеет высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее 10 лет. Законопроект Кубива предлагал заменить эти требования, переписав ст.40 ч.3 следующим образом: «имеет высшее образование и стаж работы в области права или опыт работы в законодательном или правоохранительном органе не менее пяти лет».
Перейдя на работу в правительство, Кубив потерял право законодательной инициативы и в день назначения в Кабмин, 14 апреля, отозвал свой законопроект. А буквально через пару дней аналогичный проект закона №4469 появился на парламентском портале, но уже под авторством двух нардепов от БПП Руслана Князевича и Сергея Алексеева.
«Откуда взять голоса на принятие закона, который мог бы позволить Луценко стать генпрокурором, пока непонятно, но очевидно, что это будет очень дорого, — прокомментировал «Украине.Ру» политолог Василий Стоякин. — При этом сам Луценко будет связан таким количеством обязательств, что пост утратит для него какой-либо смысл. Сейчас всё зависит от Порошенко — захочет ли он продолжать борьбу в этом направлении».
Двуликий Юрий
Адвокат Татьяна Монтян напоминает, что ещё не так давно Луценко в интервью «112 каналу» заявлял: «…черти не могут избирать ангелов, а потому выборы Верховной Радой прокуроров являются катастрофой для страны». Также он говорил, что «наихудшим является не отказ принять закон, который мог разрушить монополию прокурорского могильника, а то, что в следующий вторник состоится конференция представителей прокуратуры, которая намерена избрать совет прокуроров — из числа нынешних прокуроров, а также дисциплинарно-квалификационную комиссию, которая будет обладать монополией на увольнение и назначение работников на всех административных должностях».
Более того, Юрий Витальевич заявил, что при таких обстоятельствах не видит смысла добиваться генпрокурорского кресла: «Быть декоративным генпрокурором при всевластии генерального могильника, который не допустит изменений — кто пойдёт? Я — нет».
«Самое смешное — это то, что автором законопроекта о внесении изменений в закон «О прокуратуре» был сам Луценко, — прокомментировала «Украине.Ру» Монтян. — А в пояснительной записке к проекту закона говорится, что необходимость принятия изменений «обусловлена необходимостью определения ряда механизмов реализации положений нового Закона Украины «О прокуратуре» в части отбора прокурорских кадров, осуществления дисциплинарного производства к внедрению в полной мере системы органов прокурорского самоуправления и формирования квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров…»
Так что Юрию Луценко нужно что-то делать со своей памятью и иметь хотя бы азы юридических знаний, а то получается совсем смешно. Хотя, учитывая, какие кадры «рулят» сегодня в Украине, не удивлюсь, если несмотря на все вышеизложенное, Луценко таки запихнут в генпрокурорское кресло».
Должность для нардепов
Процесс, который мы сегодня наблюдаем, позволяет перевести должность генерального прокурора из разряда формально политически нейтральной в исключительно политически заангажированную, считает заместитель руководителя ОО «Публичный аудит» юрист Андрей Вигиринский. Для этого готовы пожертвовать требованиями обязательного юридического образования кандидата, заменив её стажем работы в «сфере нормотворчества».
«Это кажется синонимами или похожими квалификационными критериями только на первый взгляд, — разъясняет юрист. — Дело в том, что единственным законодательным органом в Украине, который формирует стаж работы в сфере нормотворчества, является Верховная Рада. Так что данный новый критерий позволит быть генеральным прокурором исключительно бывшим и действующим народным депутатам. А, учитывая, что крайне малое число депутатов за всю историю существования независимой Украины не входили в ту или иную фракцию в парламенте, кандидатом на должность независимого генерального прокурора будут назначать человека, который имеет те или иные политические взгляды и является сторонником политической партии.
Этот факт по своей сути изначально противоречит законодательным требованиям к работникам прокуратуры. Уже не говоря о том, что для назначения лица фактически «прогибают» закон, за соблюдением которого это лицо должно в будущем присматривать».
Словом, намечающиеся тенденции фактически на уровне закона закрепляют должность руководителя генеральной прокуратуры как политическую, продолжает Вигиринский. И это ещё больше ухудшает и без того плачевное состояние этого ведомства и отношение к нему. Ведь этот человек не просто будет выполнять политически-мотивированные негласные поручения, а к тому же делать это непрофессионально. Например, давать подчинённым указания, которые могут выходить за рамки правового поля, о котором этот человек знает очень отдалённо, но при этом амбициозно указывает, что «он эти законы писал».
По мнению юриста, выход может быть в том, чтобы отказаться от практики назначения генпрокурора Верховной Радой по представлению президента, а вместо этого ввести механизм выборности генпрокурора. Такой механизм был бы передовым, действенным и соответствовал бы международной практике, но этого не произойдёт именно по причине, которая породила саму проблему доверия к правоохранительным органам: желание главы государства (и в этом случае речь не конкретно про нынешнего или бывшего) иметь под руками средство давления. При таком государственном подходе Украина никогда не достигнет того состояния, при котором общественность будет доверять и уважать правоохранительные органы, ведь их действия можно будет трактовать как выполнение политического заказа.
В подтверждение своих мыслей Вигиринский приводит слова главы Консультативной миссии ЕС по реформированию гражданского сектора безопасности (КМЕС) Кястутиса Ланчинскаса: «Генеральным прокурором, так же как и местными прокурорами, должны стать достойные люди, уважаемые в обществе, способные устоять перед любым давлением. Моё личное мнение, что это должен быть профессионал, который понимает, что такое правоохранительные органы. Является ли он бывшим прокурором — это уже другой вопрос, это не обязательное требование. Но он должен понимать правоохранительную систему, то, чем занимаются органы, их роль. И прежде всего — иметь авторитет и в прокуратуре, и в обществе. Если биолог или ботаник придёт руководить полицией — это точно не сработает».
На вопрос о его отношении к общественным призывам выгнать всех и создать новую прокуратуру, Ланчинскас ответил: «Тогда надо говорить так: вот берём государство, уничтожаем всё, привозим сюда новое общество, и тогда это новое общество строит всё заново. Как вы понимаете, это невозможно. В Украине живут люди со своими традициями и менталитетом. Я уверен: если сейчас создать структуру «с нуля», то там окажутся такие же люди. Общество должно меняться! А прокуроры, полицейские, политики — продукт этого же общества».
Руслан Веснянко