Он прокомментировал изданию «Украина.Ру» заявление главы НБУ Валерии Гонтаревой о снижении объема золотовалютных резервов (ЗВР) из-за роста валютной составляющей внешнего долга страны и, соответственно, увеличения объемов выплат по внешнему долгу в валюте.
По мнению Александра Охрименко, получение новых кредитов МВФ не пойдет на пользу Украине, поскольку эти деньги будут использованы на рефинансирование внешнего долга, а не на восстановление экономики.
«Сам по себе кредит МВФ нам и даром не нужен. С формальной точки зрения если мы его получим, у нас официальные золотовалютные резервы (ЗВР) вырастут. Но самое главное — уменьшатся чистые ЗВР, та валюта, которая принадлежит правительству Украины. Их объем по итогам марта составляет менее $1 млрд. Это очень мало. Когда Гонтарева возглавила НБУ, чистые ЗВР составляли $12 млрд», — пояснил эксперт.
Он уточнил, что рост чистых ЗВР возможен при стабильной ситуации в экономике, когда население страны несет свои деньги в банки. Сейчас ситуация прямо противоположная.
«Последние год-полтора население забирает деньги из банков, бизнес не возвращает экспортную выручку. Бизнес не доверяет главе НБУ Гонтаревой и просто прячет деньги в офшоре. А население не доверяет банкам и прячет валюту в тумбочке», — констатировал Охрименко.
Экономист не согласен с утверждением ряда украинских политиков, которые полагают, что получение Киевом кредита МВФ воодушевит украинских граждан и они массово понесут свои деньги в банки. Такой сценарий не выглядит возможным для восстановления стабильности экономики. При этом кредиты фонда стране дают совсем не ради стабильности, считает эксперт.
«Кредит МВФ мы можем получить только при одном условии: если начнем войну на востоке. Кредит МВФ — это прямая оплата войны на востоке. Если мы не стреляем, кредита нет. Будем стрелять — будет кредит, все довольно банально», — подчеркнул он.
Говоря подробнее о принципах кредитной политики МВФ в отношении Украины, эксперт обратил внимание на синхронность получения кредитов фонда с ростом напряженности в Донбассе.
«У нас получение Украиной денег МВФ синхронно с активизацией боевых действий на востоке. И первый кредит когда дали, и второй, и третий. Как только затихают бои, сразу прекращается финансирование. Вы понимаете, хотя никто об этом прямо не говорит, но МВФ это фактически Госдеп США. Естественно, он согласен платить за войну, за рост напряженности на границе с Россией, но не согласен платить за мир», — констатирует директор Украинского аналитического центра.