Россия — совсем не то, что вы о ней думаете. Большинство дискуссий о её энергетическом влиянии сосредоточены на нефти и газе, особенно на последнем. Россию описывают как нефтегосударство, но это лишь часть правды.
В действительности, Россия создаёт совершенно новый образец своего рода энергетического государства с более глобальным влиянием, чем у ОПЕК. Фундаментальная тому причина — видное место, которое Россия занимает во многих энергетических областях: нефть, газ, уголь и ядерная энергия.
Многоплановая стратегия России — от ископаемого топлива до активизированной программы ядерной энергетики — имеет геополитические и экономические последствия как для её европейских соседей, так и для развивающихся стран по всему миру.
Начнём с российской нефти и газа. Уже в течение нескольких лет Россия является крупнейшим в мире экспортёром углеводородов (нефти и газа, вместе взятых). Несмотря на многочисленные прогнозы, что это не продлится долго, в том числе и из Российской Академии Наук, нет никаких признаков перемен.
Важным моментом является то, что экспорт России включает в себя не только сырую нефть и природный газ, но и очищенные нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, авиационное топливо), поставляемые в Европу и Азию. Россия, вот уже более 10 лет, ключевой экспортёр в этой категории нефтепродуктов, который поставляет больше, чем все страны-члены ОПЕК вместе.
Нам следует признать, что Россия гораздо богаче углеводородными ресурсами, чем считалось ранее. Российские нефть и газ стали жизненно важными товарами для большинства наиболее экономически развитых стран мира.
Следует обратить внимание на огромные российские запасы угля, уступающие по объёмам только США. Угольный экспорт хоть и отстаёт от нефти и газа, но также неуклонно растёт. Начиная с 2000 он вырос в 3 раза: с 50 млн тонн в год до 150 млн тонн. По этому показателю Россия занимает третье место в мире после Индонезии и Австралии.
Отметим удачное географическое расположении России, благодаря чему она легко обеспечивает свой экспорт морским и железнодорожным транспортом к основным клиентам на Западе и Востоке.
Всё это подводит нас к разговору о ядерной энергетики России. В дополнение к государственным монополиям в лице Газпрома и Роснефти Москва имеет такую же и в сфере ядерной энергетики — госкорпорацию Росатом. С 2010 Ростатом подписал договоры и соглашения о сотрудничестве с более чем двумя десятками стран о постройке для них первых АЭС, поставках топлива и обслуживании.
Россия зарекомендовала себя как страна, которая в состоянии конкурировать за большую долю этого нового, расширяющегося глобального рынка. И хотя её успех далек от монополии, тем не менее, значение России в качестве поставщика как ядерной технологии, так и топлива, будет только расти, что обеспечивает Москве сильное присутствие во многих частях развивающегося мира, чего никогда не достигал Советский Союз.
В настоящее время и, вероятно, в течение следующего десятилетия как минимум, Россия Путина предстанет перед миром в качестве новой разновидности энергетической державы, с потенциальным влиянием, выходящим далеко за рамки одной экономики. Долгосрочное значение этого влияния пока ещё неопределённо, но, в любом случае, Россию следует рассматривать как государство, чьи интересы и намерения выходят за пределы её ближнего зарубежья.
Scott L. Montgomery