Политический кризис в Украине уже больше походит на фарс. Кандидаты на посты министров меняются каждый час, новая коалиция всё никак не состоится. Политики настолько увлеклись подковёрными играми, что, вероятно, забыли, что тем временем украинская экономика парализована, международная помощь заморожена, а целые программы замерли из-за того, что власть не может договориться. «Сегодня» узнала, какой именно вред приносит политический кризис экономике, и примерно подсчитала, во сколько в день народу обходятся тормозящая Рада и недоверие международных кредиторов.
По словам политологов, отправная точка активной фазы кризиса — 16 февраля, когда депутаты не смогли отправить премьера Арсения Яценюка в отставку. Но уточняют, что большинство в Раде изначально было не слишком крепким, а вопрос премьера лишь проявил противоречия. «С самого начала большинство не было устойчивым, принципиальные разногласия начались на почве изменений в Конституцию по вопросу особого статуса Донбасса, — говорит эксперт Андрей Бузаров. — Но тем фактором, который проявил кризис, стало противостояние между Порошенко и Яценюком и несостоявшееся голосование за отставку премьера. Это кардинально усугубило ситуацию».
ПРИВАТИЗАЦИЯ. Руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский рассказал «Сегодня», что неопределённость в парламенте и Кабмине тормозит большую приватизацию. Напомним, что в этом году Фонд госимущества планировал направить в бюджет 17,1 млрд грн дохода от продажи предприятий. Но по итогам первых двух месяцев 2016 доход от приватизации составил всего 10,1 млн грн. Кстати, в 2015 за аналогичный период Украина получила в 10 раз больше денег от продажи предприятий. «Поступления от приватизации в бюджет так и не были получены, ведь парламент всё никак не может принять необходимые законы, и фактически она не проводится», — говорит Забловский.
По словам главы Комитета экономистов Украины Андрея Новака, отсутствие денег от приватизации влечёт за собой серьёзные проблемы с доходной частью бюджета. «Их нужно будет решать, находить деньги из других источников. А другим источником на сегодняшний день является только увеличение государственного долга», — подчеркнул Новак.
МВФ и США. Однако увеличить госдолг Украина не может, ведь программа сотрудничества с МВФ зависла из-за неопределённости в политике и застывших реформ. Последний кредитный транш от этой организации в размере $1,7 млрд мы получали ещё в августе 2015. «Но дело тут не только в $1,7 млрд транша, который должен был прийти в начале этого года. Дело в том, что на сотрудничество Украины с МВФ ориентируются и другие кредиторы и инвесторы, например Мировой банк, ЕБРР. Они также взяли паузу до разрешения политического кризиса в стране», — добавил Новак.
Эксперт-экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь отмечает, что протяжённость паузы МВФ будет зависеть от сроков кризиса: «Сейчас МВФ будет ждать появления нового правительства, чтобы знать, с кем вести переговоры и договариваться».
Несколько выровнять ситуацию мог бы кредит США на $1 млрд, но и здесь не всё так однозначно. Вместе с обещанием этих денег из США президент Петр Порошенко привёз и одно условие: без нового правительства о деньгах нечего и мечтать. Посол США в Украине Джеффри Пайетт добавил, что выделение кредита зависит и от назначения нового генпрокурора.
РАСЧЁТЫ. В Госбюджете-2016 расходы на содержание аппарата ВР зафиксированы в сумме 941 млн грн. Если разделить эту цифру на 366 дней (2016 — год високосный), то 1 день содержания Рады обходится украинцам в примерно 2,5 млн грн. А если учесть, что кризис начался 16 февраля (57 дней), выходит, что за это время «нерабочая» Рада стоит стране 142,5 млн грн.
Кроме того, неполученный транш МВФ вместе с кредитом США — это ещё $2,7 млрд. Если их поделить на 57 дней кризиса, выходит, что сутки политического фарса обходятся стране минимум в $47 млн (или около 1,2 млрд грн)! По словам экономистов, есть ещё и убыток от оттока инвесторов и других кредиторов страны, который исчисляется миллиардами гривен.
Артур Гор