По данным «ДС», независимо от того, что победит в кастинге на нового премьер-министра, пост министра финансов может достаться словацкому реформатору Ивану Миклошу. Сейчас бывший вице-премьер Словакии уже больше года трудится советником украинского министра финансов, следовательно, уже хорошо знаком с этим направлением. «ДС» выяснила, за какие заслуги Миклош может пойти на повышение.
Иван Миклош занимал пост вице-премьера Словакии трижды — в 1998-2002, 2002-2006 и 2010-2012 гг. Параллельно он курировал сначала министерство экономики, а позже министерство финансов. Именно авторству Миклоша приписывают ряд, проведенных на родине реформ, результаты которых позволили Словакии стать полноправным членом ЕС.
Наталье Яресько этот опытный управленец подходит по нескольким причинам. Во-первых, он, в отличие от грузинских реформаторов, избегает скандалов. Во-вторых, это реформатор родом из ЕС, куда стремится Украина. И, в-третьих, Миклош всецело и полностью разделяет мнение Яресько в том, что Украина должна бесприкословно выполнять все требования МВФ. «Выполнение программы МВФ критически необходимо. Без этого Украина не сможет выжить. Стоит отметить, что согласованная программа важна, в первую очередь, для Украины, а не для МВФ. При этом перечень важных реформ не ограничивается программой МВФ. Это — необходимый минимум», — заявлял Миклош в интервью отечественным СМИ.
В то же время для Владимира Гройсмана это возможность показать, что он тоже собирает «технократов», а не техническое правительство. И, за одно, успокоить МВФ в том ключе, что Украина не отказывается от взятых обязательств.
У себя на родине Иван Миклош известен, в частности, успешными преобразованиями в налоговой сфере. А именно — установлением единой ставки налогообложения — 19%, фиксированием НДС на отметке 19%, упразднением налога на наследство и операций с недвижимостью, отменой практически всех налоговых исключений, специальных ставок и режимов, а также снижением налогов на капитал и дивиденды. Как следствие, в Словакию потянулись инвесторы (Volkswagen, Peugeot и Kia Motors, Samsung, Sony, Whirlpool) и сегодня это государство, среди прочего, является одним из лидеров по производству автомобилей на душу населения.
Также команда бывшего премьера Словакии Микулаша Дзуринды, куда входил Иван Миклош, перевела финансовую систему своего государства на европейские стандарты бухгалтерии ESA 95. А местные общины были переведены на самофинансирование с налоговых поступлений. В частности, регионы получают в свои бюджеты около 70% подоходного налога, а примерно 23% этого налога уходят на счета самоуправляющихся краев, и лишь 6-7% — в государственный бюджет. Все поступления от налога на автотранспорт также уходят в бюджеты края.
Пенсионная реформа команды Миклоша привела к созданию в этой стране трехуровневой системы обеспечения пожилых граждан. Первый уровень — солидарная пенсионная система, второй — общеобязательная накопительная и третий — добровольная накопительная. Также пенсии в Словакии сегодня подлежат индексации в зависимости от уровня инфляции и роста средней зарплаты, что раз и навсегда решило проблему спекуляций на повышении пенсий перед выборами. Пенсионный возраст вырос с 60 для мужчин и с 53-57 для женщин (в зависимости от количества детей) до 62 лет.
Тем не менее, в политической карьере Ивана Миклоша было не все так гладко, как с проводимыми им реформами. В частности, в 2011 году в Словакии вспыхнул кассетный скандал, тень которого легла и на правительство Микулаша Дзурынды, в котором трудился Миклош. Судя по обнародованным записям, ряд высокопоставленных чиновников времен премьерства Дзурынды в 2005-2006 годах оказывали незаконную протекцию местной корпорации Penta. Правда, согласно официальной позиции полиции эти записи были фальшивкой и ни Дзурында, ни Миклуш в них не фигурировали, но осадок, как говорится, остался. Тем более, что местная пресса в бытность Миклуша вице-премьером активно критиковала реформы его команды за активное содействие крупному бизнесу в ущерб средним и малым предпринимателям.
Дмитрий Буковский
«Украина.Ру» спросила мнение украинских экономистов о словацком реформаторе, в 2004 признанном лондонским журналом Euromoney лучшим министром финансов в мире.
Александр Охрименко:
Украина уже имела горький опыт, когда во главе отечественных министерств были иностранцы. Может они и неплохие люди, но беда в том, что они не знают экономику Украину и не умеют работать с украинскими олигархами. Как результат — все их реформы и прожекты заканчиваются печально. Поэтому идея назначить министром финансов бывшего вице-премьера Словакии Ивана Миклоша, как говорил бравый солдат Швейк, «идиотизм в квадрате» Хорошим министром финансов Украины мог бы быть Игорь Уманский. Он хорошо знает специфику нашей экономики, имеет большой опыт работы в этом ведомстве, знает и сильные, и слабые стороны. Поэтому он реально мог бы сделать реформы и обеспечить выполнение всех функций Минфина, как того требует Конституция. Если же будет министром финансов Миклош, то это будет Яресько-2 или Абромявичус-2. Будет много самопиара, бесконечных рассказов о прожектах и полный развал работы Минфина, и как результат — проблемы для экономики Украины в целом.
Александр Дудчак:
Не верю в такую возможность. Кого только не прочили на этот пост. С чего вдруг могут появиться какие-то перспективы у бывшего словацкого вице-премьера? Подобное назначение превратило бы и так цирк-шапито — украинский Кабмин — в полнейшую пародию на правительство суверенного государства. Конечно, на Украине сейчас может произойти всё, что угодно, но даже для неё — это перебор.