В состав «Союза левых сил» вошли представители Социалистической и Коммунистической партий Украины, а также общественной организации «Гражданский контроль».
«Наша страна пришла к тому, что мы практически полностью утратили суверенитет. Пока на востоке идёт война, нынешняя власть распродаёт государственное имущество, беззастенчиво грабит украинский народ и ведёт общество к гражданскому и этнокультурному конфликту. Мы объединяемся, чтобы спасти страну, защитить граждан и отстоять принципы социальной справедливости», — заявил лидер партии Василий Волга. Эксклюзивное интервью с политиком можно посмотреть здесь.
«Украина.Ру» попросила украинских экспертов прокомментировать это событие.
Василий Стоякин, политтехнолог:
Как можно говорить о создании того, что давно существует? Партия создана ещё в 2007 году и существует по сей день, хотя большая часть её структур законсервирована. В.А. Волга — один из наиболее ярких, интересных и наименее дискредитированных лидеров левого движения на Украине. В 2014 году АП пыталась на основе СЛС слепить левую партию взамен КПУ, но понимания не встретила. В общем, вопрос выхода СЛС из политической тени был вопросом времени. В то же время, трудно сказать, каковы будут его перспективы. Многое зависит от финансового ресурса, возможности выйти в СМИ и того, насколько интенсивным будет силовое давление.
Сергей Киричук, лидер украинской коммунистической организации «Боротьба»:
Это адекватный и своевременный ответ на те репрессии, которые украинская власть обрушила против левых. Ведь сейчас речь идет не только о запрете Коммунистической партии, но и о «вычищении» левых политических сил из жизни страны, потому, что запрещена не только Компартия, но и зачищены такие движения, как «Боротьба» и очень многие другие инициативы. Оцениваю этот проект как абсолютно жизнеспособный, интересный. Я увидел там людей с большим политическим опытом. Если эта политическая сила будет правильно себя позиционировать, она добьется электорального успеха, и будет представлена в украинском парламенте.
Речь сейчас идёт о том, что около 60% людей, по моему мнению, их политические взгляды, воззрения, их устремления, абсолютно не отражены в политической жизни страны. Партии, которые представлены сейчас в парламенте, кроме «Оппозиционного блока», выражают волю меньшинства. И если этой новой партии удастся консолидировать то народное большинство, которое не имеет сейчас своего голоса, то ее успехи будут значительными.
Отдельно нужно сказать, что в Европе очень пристально следят за тем, что происходит сейчас на Украине. И многие европейские политические силы хотели бы видеть, что здесь появились полноценные влиятельные левые, потому, что им нужны партнёры на Украине.
У этой партии нет другой альтернативы, как заниматься проблематикой борьбы с антинародным, антирабочим новым Трудовым кодексом, который сейчас приняли, бороться за создание независимых боевых профсоюзов. Это тема, которая совершенно упущена на Украине. У нас нет профсоюзного движения в том виде, в каком оно существует в других странах. Я думаю, что значительные усилия эта партия и её лидер Василий Волга сосредоточат на этом направлении. Кроме того, это пересекается также с проблемой юго-восточных регионов, которые сейчас под очень большим давлением. Выборы в Кривом Роге показали, что давление было совершенно бешеное. Тем не менее люди, рабочий класс юго-востока проявили стойкость.
Наталья Витренко, лидер Прогрессивной социалистической партии Украины:
В июне 2015 года была создана левая оппозиция. Тогда в неё вошли 24 субъекта. Это и юридические лица, и физические лица, и представители левых политических партий и организаций, и левоцентристских. В ноябре 2015 года на своём координационном совете мы сделали обращение ко всем левым, левоцентристским силам Украины: «Давайте объединяться!» Я сама лично звонила и социалистам Украины, и разыскивала Социалистическую партию Украины, и дала поручение нашим представителям переговорить с «Украинским выбором» Виктора Медведчука и с Волгой. Никто из них под знамёна левой оппозиции не пришёл. Т.е. они не захотели объединяться. Само название «Союз левых сил» отдаёт афёрой. Когда Волга ещё создавал это, я ему сразу высказала, как можно называть одно какое-то вкрапление в левое движение «Союзом левых сил».
Тем не менее, эта полумёртвая партия, которую не было слышно и видно, вдруг начинает шевеление, готовит съезд, который недавно прошёл. Причём, для проведения этого съезда он собирает людей из Социалистической и Коммунистической партий, а я знаю, что действительно очень много недовольных было руководством этих партий. Ведь шила в мешке не утаишь. И сразу прошла информация, что пошли деньги, начали разворачивать партийную работу, появилась сразу реклама обновлённой партии на радио и телевидении. По 112 каналу, в частности.
Пусть попробует реальная оппозиция пробиться в СМИ сегодняшней Украины! Это невозможно. Мне сами журналисты объясняли, что у них табу на Витренко: что бы я ни говорила, как бы ни просила, какие бы деньги ни предлагала — табу! Потому, что преследуется инакомыслие. Нужно только, чтобы в одном русле все думали, говорили и делали на Украине. И понятно, в каком русле — прозападном, русофобском, нацистском. Вот что на Украине приветствуется, вот что официальная пропаганда обеспечивает.
И тут вдруг такой ренессанс Волги. И тут вдруг ему открываются СМИ. У меня, как у опытного политика, сразу выводы: это очень удобная для нынешнего режима, для президента Украины, партия, которая будет считаться «левой» и называться «Союзом левых сил». И Волга утверждает, что он единственная левая сила на Украине! Нет Витренко, нет Симоненко, нет наших партий, нет наших акций!
Я думаю, что это очень удобная партия для президента Порошенко и его режима. Задумано так, что она будет оттягивать на себя голоса левых. А ведь полевение общества идёт очень сильное. Все соцопросы говорят, что растёт недовольство режимом, олигархией, обворовыванием населения, нищетой, садистским уровнем зарплат и пенсий на фоне растущих цен и неподъёмных коммунальных тарифов.
Для защиты интересов трудящихся что должна левая партия делать? Конечно, радикально менять курс внутренней и внешней политики, не обслуживать Европу, а на равных условиях участвовать в Евразийском экономическом союзе. Вот что хотят трудящиеся. Но, увы, Волга об этом не говорит.