Конец зимы и начало весны 2016 года не принесли вынужденным переселенцам с Донбасса облегчения и новых надежд. Напротив, украинское правительство нанесло еще один жестокий удар по почти двум миллионам обездоленных — заморозило им социальные выплаты и пенсии.
Не хочется давить на жалость и апеллировать к сентиментам, но масштабы и цинизм этой катастрофы сложно представить нам, более или менее благополучным людям. Раз за разом Украина мучала, унижала и издевалась над жителями Донбасса — начиная с артиллерийских обстрелов городов, продолжая введением издевательской пропускной системы с суточными очередям на блокпостах, и самое главное — заморозкой социальных выплат.
Спасаясь от войны и нищеты, многие старики были вынуждены покинуть родные дома (у некоторых они и вовсе оказались разрушены) — и одним из весомых дополнительных доводов был: «Пока не переедем в Украину, нам не выплатят наши пенсии». Так оно и было — пенсионеры в ЛДНР оказались «спонсорами терроризма», которые — какой ужас! — способствовали обороту денежных средств на «оккупированных территориях». Росчерком пера у сотен тысяч старых и больных людей были отняты все их законные пенсии, которые не собирались возвращать, пока пенсионеры не уедут на украинскую территорию.
Сперва, надо признать, речь шла просто о перерегистрации пенсий. В ближайшие с линией фронта украинские города потянулись бесконечные очереди стариков. Дело было зимой 2014-2015 годов, очевидцы рассказывали о толпах, достигавших порой нескольких сотен человек, которые часами, а то и сутками стояли в очередях на морозе перед собесами — немощные пожилые люди. Потом они возвращались в свои «оккупированные» города, чтобы раз в месяц, простаивая по 10-12 часов на блокпостах, съездить «в Украину» за пенсией…
Но таких было, все же, не так уж много — многие пенсионеры и впрямь уехали в другие города, где кое-как мыкались, снимая жилье на пенсии и соцвыплаты, размер коих был необычайно щедр — целых 400 гривен (15 долларов) на взрослого человека. И вот в головы украинских чиновников пришла «счастливая» мысль: а давайте скажем, что все пенсионеры на самом деле в Украине не живут, и «обрежем» им выплаты! Пускай они ходят в собесы, по новой заполняют все документы, ищут какие-то доказательства их реального нахождения на украинской территории, а мы пока денежки сэкономим.
Так все до единого пенсионеры-переселенцы оказались «спонсорами сепаратизма» и «пенсионными туристами». Презумпция виновности. Ходи, доказывай теперь — тебе же надо, не нам. А на что жить пенсионерам, пока они будут обивать пороги и ждать поворота скрипучего бюрократического колеса, которое должно медленно-медленно провернуться и вернуть их в список получающих свои деньги? А это, без преувеличения, месяцы. Может быть, на соцвыплаты? На те самые 400 гривен (ха-ха)?
Неееет! Потому что все соцвыплаты тоже заморозили — не только пенсионерам, но и вообще всем. Всем 1,7 миллионам. Причем цинизм здесь оказался в равной степени смешан с брехней. Министр соцполитики Павел Розенко заявил, что «некоторое количество» фальшивых переселенцев, видите ли, «доят» украинский бюджет — с трудом оформляют пропуска, стоят сутками на блокпостах, платят немалые деньги за проезд, и все это, чтобы получить немыслимую сумму — эти самые 15 долларов! А потом везут эти огромные деньги в ЛДНР и тратят, тратят, тратят их на спонсирование терроризма! Вы представляете, какой ужас?!
Но это — цинизм. А брехня оказалась в том, что вместо «некоторой части» денег лишили всех. Без каких-либо разбирательств — какие, к черту, разбирательства, если речь идет о таких огромных массах людей? Все тем же одним росчерком пера людей без собственного жилья и часто без работы лишили последних крох к существованию.
Честно говоря, у меня просто нет слов! Я так понимаю, что это такой новый «хитрый план» — если раньше пенсионеров стремились «выдавить» из Донбасса, чтобы они своими деньгами не помогали обороту «сепартистской экономики», то теперь их хотят туда обратно «вдавить», чтобы повесить на шею небогатому республиканскому бюджету. Дескать, мы вас кормить никого не собираемся, валите туда, откуда приехали. А ведь это, на минуточку, тоже украинские граждане. Второго сорта, правда, как теперь выяснилось, несмотря на всю фальшивую риторику об «украинском Донбассе». А деньги ваши мы просто возьмем себе. Нам они нужнее.
Если же отвлечься от эмоций, то резон так поступить мог быть связан с несколькими вариантами. Первый — чудовищный военный бюджет проделал такую огромную брешь в украинской казне, что не брезгуют никакими способами ее пополнить. Второй — в отношениях Украины и Европы наметилось серьезное охлаждение, после которого есть основания перестать ждать новых европейских кредитов и займов, а это опять-таки требует самой жестокой экономии. И, наконец, третий — просто жадность, тупая звериная жадность мерзавцев, которые даже мертвого разденут и одежду продадут.
Григорий Игнатов