Постмайданная власть шла к этому решению последовательно, словно специально отрезая для себя все иные возможности и сжигая мосты. И все равно момент выбран крайне примечательно. 24 февраля посол США на Украине Джеффри Пайетт, выступая в Одессе на закладке очередного зернового терминала заявляет: «Украина должна приступить к продаже с/х земель». И уже в воскресенье премьер-министр, под которым уже давно шатается кресло и которого недавно чуть было не отправили в отставку, берет под козырек и выдвигает план продаж: 1 млн га земель.
По состоянию на январь 2015 года органы земельных ресурсов внесли в земельный кадастр данные об участках, принадлежащих государству, общей площадью 1,6 млн га. Что составляет 15% от всех с/х земель государства (т.е. 10,5 млн га). Т.е. миллион набирается без проблем, даже с запасом.
Сколько стоит гектар украинской земли? Вопрос сложный. Уже хотя бы потому, что для ответа на этот вопрос нужен рынок, где могут встретиться покупатель и продавец. А рынка-то официально как раз не существует. Поэтому оценки в некоторой степени условны. И все же эти условные оценки дают вполне реальные государственные органы, например Госземагентство. По его данным, средняя цена земли на Украине (до войны) составляла примерно 20 600 грн/га ($2600). Но это оценка 2012 года, в которую входили земли Донецкой области и Крыма. А они, оказывается, занимали второе и третье места в рейтинге самых дорогих с/х земель. Т.е. без них средний украинский гектар немного подешевеет. Но лишь немного.
А вот более свежая оценка того же Госземагентства, уже 2015 года: «В Украине к 2015 году стоимость 1 гектара с/х земли может составить 1200 евро». Неплохая коррекция за три-то года — почти вдвое. Но это не все, что нам имеет сообщить новый глава агентства: «Если земельная реформа будет проводиться теми темпами, которые задал президент, то я думаю, в год земля будет дорожать более чем на 100%… Если она по оценкам специалистов, как я говорил, на старте будет стоить 300 евро за гектар. То в дальнейшем цена будет расти на 100% в год, т.е. 600 евро, 1200 евро и т.д.»
Да, и так далее, например — до довоенных 2400 евро, с которых она, строго говоря, и не падала. Но в соответствии с темпами, которые «задал президент», а вслед за ним и Госземагентство, украинская земля на старте реформы планируется к продаже примерно за 1/8 своей довоенной стоимости. В 2012 столько стоил гектар сенокосов в Херсонской области и дешевле земли попросту не было.
Разумеется, в некоторой степени такое падение обосновано. Горящий дом стоит совсем иных денег. Кстати, организаторы некоторых первых пожарных команд делали это совсем не из благих побуждений. Пожарные приступали к тушению дома лишь после того, как владелец дома продавал его владельцу команды за смешные деньги (и чем дольше владелец думал, тем больше падала цена). А тот, в свою очередь, тушил здание, ремонтировал его, а затем выставлял на продажу за вполне приличные деньги.
Нечто подобное мы и увидим вскорости под названием земельной реформы. Чем меньше с/х земли будет оставаться в собственности государства, тем стабильнее будет украинская власть — в основном, конечно, за счет увеличения в ней варягов, которых приведут в нее новые собственники украинских черноземов для защиты своих вложений. Им ведь нужно дождаться удвоения, учетверения и увосьмерения своих €300, вложенных в каждый гектар.
Но вот вопрос, на который нет ответа. На сколько падение стоимости украинской земли объясняется войной и на сколько — откатами будущих латифундистов, в интересах которых предпродажная оценка занижается ниже любых мыслимых пределов? 1 млн га, проданный в 2012 году, принес бы государству $2,6 млрд. Если же исходить из прошлогодних планов Госземагентства, выручка не сильно превысит €300 млн евро. Разница — два с четвертью миллиарда долларов. Слишком значительная сумма, чтобы всю ее списать на войну. И это лишь десятая часть от того, что правительство может продать. И продаст.
К изложенному можно добавить лишь одно. Согласно рекомендациям ООН, (мнение этой организации еще уважается украинскими властями?) для обеспечения продовольственной безопасности в государственной собственности следует сохранять не менее 30% с/х земель. В сегодняшней Украине этот показатель составляет 27%.