Пока на Украине до 2017 года действует мораторий на продажу земли, однако не факт, что он не может быть снят, или, во всяком случае, не будет больше продлеваться.
Для начала давайте поймем: много это или мало — 1 миллион га. Для сравнения приведу несколько цифр.
Все знают, что Петру Порошенко в Винницкой и других областях Украины принадлежит земля сельскохозяйственного назначения, на которой в основном выращивают сахарную свеклу. Так вот площадь этих полей составляет 270 тысяч гектар, то есть чуть больше четвертой части от того объема земли, который Яценюк вознамерился продать.
Вся Черновицкая область на Украине меньше 1 миллиона га. А вот остров Кипр как раз соответствует по площади этой цифре.
Так что Арсений Петрович вознамерился выставить на продажу очень и очень солидный кусок государственной собственности. Зачем он это делает?
Перед тем, как назвать причины, я только укажу, что среди украинцев это — весьма не популярное решение. Подавляющее большинство высказывается против. Политических дивидендов Яценюку это не принесет, рейтинги не поднимет, но он все равно идет на это.
Всему этому можно дать несколько объяснений.
Первый вариант — личное обогащение. Я думаю, что, несмотря на заверения Яценюка, что продажа земли будет проводиться «прозрачно» и «открыто», ни у кого нет сомнения, что землю получат только те, кто предоставят правительственным чиновникам солидный откат.
Одна из самых информированных и близких к американскому посольству киевских журналистов Юлия Мостовая в статье в еженедельнике «Зеркало недели» писала, что откат за «решение вопроса» в правительстве Яценюка возрос по сравнению с временами Януковича и дошел до 40%. Еще раз, это говорит не какой-нибудь российский журналист, от которого можно было бы отмахнуться, назвав «агентом Путина», а журналист на все 100% лояльный Западу и двум майданам.
Второй вариант — команду начать продажу земли Яценюку дали в американском посольстве. Уверен, что премьер-министр никогда бы не выступил со столь опасным для его политической карьеры заявлением, если бы за его спиной не стоял солидный дядя, который отведет от него все опасности.
О том, то это может быть правдой, косвенно свидетельствует заявление американского посла в Киеве Пайетта о том, что Украина должна стать сельскохозяйственной сверхдержавой. Просто так подобные заявления не делают. Западные компании заинтересованы в сельскохозяйственных землях.
Украинская земля будет перераспределена между украинскими олиграхами и западными компаниями.
Третий вариант — Яценюку нужно элементарно пополнять украинский бюджет, доходы которого существенно упали. Не секрет, что украинская экономика и финансы держатся только благодаря вливаниям МВФ. Без них последует крах. Так как никакого развития нет, то и нет существенного наполнения бюджета. Выплаты населению сокращены.
Поступления от продажи земли, если они станут более-менее регулярными (вы же понимаете, что продажей одного миллиона гектар правительство вряд ли ограничится), позволят Яценюку повысить зарплаты бюджетникам и начать делать выплаты другим группам граждан. Тем самым Яценюк стремится подкупить свой потенциальный электорат и вызвать у него симпатии, конвертировав потом его в голоса избирателей.
Тут нужно понимать, что если «подкуп» удастся, и у Арсения Петровича начнет расти рейтинг, то это станет в какой-то степени его спасением от отставки. Отставка имеет смысл только тогда, когда можно будет объявить досрочные выборы, на которых у Яценюка не будет шансов вообще преодолеть проходной барьер.
Все три причины указывают на наличие серьезных оснований говорить о том, что Яценюк начнет продажу украинской земли, и вряд ли его что-то остановит.
Александр Чаленко