Казалось бы, все в рамках закона, предусматривающего возвращение культовых сооружений их исконным владельцам. Но почему же сотрудники архива, с трудом пробившиеся к трибуне, протестовали, а представители культурной общественности города, срочно собрались с целью недопущения реализации «справедливого решения» народных избранников, и отправили петицию во все высокие инстанции вплоть до аппарата президента Украины?
Что это — проявления антисемитизма? Нет, это отчаянные попытки совместить соблюдение закона с сохранением уникального собрания документов, являющихся достоянием науки и культуры не только Украины, но и всего мира. Для того, чтобы понять подоплеку происходящего, совершим небольшой исторический экскурс.
Во второй половине XIX века община евреев-выходцев из австро-венгерского местечка Броды, среди коих было множество богатых банкиров и купцов, построила на углу Пушкинской улицы первую в Российской империи реформистскую синагогу — дом молитвенных собраний людей, сочетавших верность вере предков со стремлением интегрироваться в современное им общество. Помпезное здание, возведенное архитектором Н.Колловичем в стиле флорентийской готики, после революции стало еврейским клубом, а после Великой Отечественной — Государственным областным архивом.
Тогда-то и была проведена кардинальная перепланировка, разделившая огромный молитвенный зал на несколько этажей. Десятилетиями мощные железобетонные конструкции деформировали здание, приведя к его осадке и появлению множества расширяющихся трещин. В результате памятник архитектуры был признан аварийным и закономерный вопрос о переносе ценнейшего архива, хранящего уникальные документы об истории города и края, автографы великих деятелей Российской империи — адмирала Дерибаса, герцога Ришелье, графа Воронцова и Пушкина, завис в воздухе. Сами сотрудники архива только за четверть века независимости Украины поднимали его десятки раз. Работа в аварийных условиях и тесноте стала опасна для здоровья и жизни. А власти ни разу не предложили достойного варианта перемещения этой сокровищницы истории.
Так почему же нынешнее решение Облсовета вызвало столь бурную реакцию? Да потому, что в нем напрочь отсутствует абсолютно закономерный пункт о предоставлении помещения архиву! А в качестве альтернативы аварийному зданию предлагаются… форменные развалины на территории психиатрической больницы в пригородном селе Александровка. И это при том, что область располагает множеством вполне пригодных строений в черте города. Взять хоть пустующий многоэтажный издательский комплекс «Черноморье» на площади Независимости. Но и этот, и многие другие объекты областной коммунальной собственности, стоят немалых денег, и могут быть приватизированы!
Что же касается первой части болезненного вопроса — передачи Бродской синагоги еврейской общине, то и здесь все далеко не просто. По моей просьбе бывший городской раввин Одессы Ишайя Гиссер, ныне живущий в Израиле, прокомментировал эту острую тему. По его словам, еще в 1990-е власти предлагали еврейской общине «Хабад» вернуть здание. Но осмотрев помещение и ознакомившись с реальным его состоянием, реб Ишайя отказался! Состояние строения требовало колоссальных вложений для реконструкции и реставрации. А передача его общине подразумевала ее финансовое участие в расходах на обустройство архива. Денег ни на то, ни на другое у верующих евреев не было. По его мнению, тогда это было попыткой властей решить проблему за чужой счет.
Сегодня же все обстоит куда хуже. С одной стороны народные избранники» сталкивают лбами еврейскую общину и культурную общественность. Ведь может создаться впечатление, что религиозные евреи выкидывают на улицу архив! С другой — ставят под угрозу уничтожения уникальное и невосполнимое собрание исторических источников. Ведь даже переезд в подготовленное и достойное помещение фактически исключит их на годы из научного оборота. А уж форменная «ссылка» за пределы города в явно непригодное — просто погубит.
Так может, этого и добиваются лукавые чиновники? За последние годы сама история нашей страны, города и края, подвергается массированной агрессии со стороны националистов у власти! Все, что связано с реальным прошлым Одессы и Новороссийского края — неотъемлемо от общей истории Российской империи, отвоевывавшей земли у турок и татар и основывавшей города. А значит — противоречит официальному русофобскому курсу режима. Недаром на уровне Верховной Рады было принято уникальное по своей антинаучности решение о том, что Одессе не 200 с небольшим лет, а 600…
То есть сам Указ Екатерины Великой об основании Одессы как бы отменен! И в результате этого одесским судом на днях предписано переименовать памятник основателям Одессы в памятник Екатерине II. Тем самым — дав повод к его уничтожению как символа «империи-оккупанта и колонизатора».
Мудрено ли, что культурная общественность города, среди коей множество евреев — историков и краеведов, не разделяет преждевременной радости общины «Хабад» по поводу возвращения синагоги? Ведь это может оказаться форменным троянским конем, который нарушит национальное спокойствие города. И нанесет невосполнимый ущерб изучению его истинной истории. Не этого ли добиваются власти «демократической и европейской державы»?