20 февраля
Пилить сук, на котором сидишь — тренд современной Украины. Спилено практически все, до пенька. В Киеве прошли погромы отделений российских банков — зарегистрированных на Украине, платящих налоги в украинский бюджет, предоставляющие рабочие места гражданам Украины. Так украинские нацисты отметили вторую годовщины вооруженного переворота на Украине, который сами участники называют «Революцієй гідності». Нападению подверглись офисы «Альфа-банка», затем «Сбербанка». В разбое принимал участие националистический батальон ОУН, ранее входивший в «Правый сектор».
И если последствия таких акций сами их участники могут не понимать по причине своей болезненной умственной ограниченности, то последствия ухода российского капитала из экономики Украины не могут не понимать в высших эшелонах украинской власти. И именно поэтому основные российские банки не попадали в списки финучреждений, подлежащих закрытию. Тем не менее, сейчас власти ничего не предпринимают, и уже традиционно становятся на сторону погромщиков.
К концу 2015 года доля иностранного капитала в банковской системе колебалась в пределах 35-38% (рост за сентябрь с 31% до 37,8%, и снижение в ноябре до 35,3%). К началу 2015 года доля российского капитала в финансовой системе Украины составляла примерно 12% — т.е. около трети всего иностранного капитала, что в условиях сокращения общей численности банков в стране (более чем на 30% — до 120 в течение 2015 года) имело большое значение.
Расходы центральных офисов российских банков на поддержку своих филиалов в Украине к прошлому году составляли $4-5 млрд, что было примерно в 2,5 раза больше, чем годовой рост активов всех банков Украины. Общие вложения центральных офисов российских банков в свои филиалы на Украине составили около $8 млрд., кроме того, объем кредитов российских банков населению и компаниям Украины составил $15-17 млрд.
Если действия погромщиков и бездействие украинских властей вызовут отток российского капитала из Украины, то в свою очередь это может привести к обрушению финансовой системы Украины.
Разбойные акции в Киеве в годовщину переворота лишь подтверждают мнение о сознательном уничтожении экономики Украины нынешней колониальной администрацией и являются продолжением безумных действий направленных на разрыв всяческих связей между Украиной и Россией. Они стали логическим продолжением нелогичных и абсурдных событий начала этой недели — 15 февраля, когда вооруженные националистические бандформирования устроили охоту на российских грузовых автоперевозчиков на трассах Украины.
Эпопея с остановкой российских фур по территории Украины началась в разгар спора России и Польши по поводу условий перевозки грузов, предоставляемых этими странами друг другу. Естественно, она вылилась в ответные меры со стороны России — и Украина потеряла прекрасную возможность переориентировать на себя транзитных перевозчиков, что позволило бы получить прибыли. Но системная глупость украинских «активистов», поддержанная на уровне руководства страны привела к потерям участников рынка грузовых автоперевозок.
Причем, как всегда в большей степени, к потерям со стороны Украины. Как и ожидалось — Польша и Россия уже находят выход из сложившегося тупика, а украинские холопы, решившие принять участие в драке на стороне польского пана, останутся ни с чем, в очередной раз показав себя ненадежным партнером. Что и нужно было Польше. По подсчетам Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины убытки от прекращения автотранзита по территории России составят около 4,2 млрд грн в год.
18 февраля
Затянувшаяся пауза в ожидании Украиной иска России из-за неуплаты кредита в $3 млрд (плюс $75 млн — проценты по обслуживанию долга, и $507 млн долга «Укравтодора» и КБ «Южное» перед российскими банками) начала вселять в украинское руководство смутную надежду — «авось пронесет». Не пронесло. Минфин РФ 17 февраля 2016 года подал иск против Украины в Высокий суд Англии из-за неуплаты указанного долга. В интересах истца действует компания The Law Debenture Trust Corporation. Украинский Минфин уже в курсе.
Невзирая на то, что еще 17 декабря совет директоров МВФ признал статус долга Украины перед Россией суверенным, Минфин Украины всячески пытается затянуть процесс: «Украина хочет и на 100% готова уверенно отстаивать свои интересы относительно указанных еврооблигаций в английском суде». Украина рассчитывает доказать в Суде, что долг был «взяткой Януковичу» и поэтому возвращать его нет необходимости. Министр иностранных дел Украины Павел Климкин в связи с этим заявил, что Киев готовится отстоять эти свои убеждения и «в самое ближайшее время хочет произвести нужные послания».
В словах украинских чиновников звучит надежда и расчет. Надежда на то, что Британия в очередной раз отнесется к Украине, как к хоть и «сукиному сыну, но своему». И будет, по возможности, саботировать процесс, в соответствии со своей традиционной антироссийской политикой. А расчет на то, что кто-то может принять всерьез такую позицию Украины: обязательства по внешним долгам, взятые украинским правительством, действуют только в течение периода работы этого правительства. Похоже, что Арсений Яценюк возомнил себя единственным гарантом всех внешних долгов, взятых Украиной с момента его назначения на пост премьер-министра и пока Украина кому-то должна, его с поста убирать нельзя.
Все же, вряд ли все это всерьез. Наиболее реалистичный план нынешней украинской колониальной администрации состоит в превращении Украины в полностью потерявшую суверенитет, донорскую территорию для транснациональных корпораций. А по времени процесс может продолжаться до полного выполнения такой задачи или вплоть до массовых народных восстаний, но в таком случае яценюки и прочие яреськи моментально окажутся далеко от «горячей точки» — в любом случае, к тому времени от украинской экономики останется пепелище.
16 февраля
Одно из наиболее «ярких» событий, произошедших на Украине на уходящей неделе — отчет главы правительств в Верховной Раде. Настоящие «достижения» нынешнего украинского Кабмина, о которых Яценюк не сказал — это фактический дефолт, неподъемный и неоплатный долг страны, ликвидация целых отраслей экономики, обнищание населения, разрушение кооперационных связей страны с ее традиционными партнерами, потеря внешних рынков для национальных экспортеров, попытка выкопать ров и соорудить стену на границе с Россией, создание идеальных условий для грабежа Украины транснациональными корпорациями и т.д.
Кабмин за свою работу получил «двойку» от парламента, лично Яценюк имеет антирейтинг у населения более 80%, но, тем не менее, все остались на своих местах. Как такое может быть? Может, потому что это устраивает и олигархов во власти, и олигархов не у власти, и американских кураторов Украины.
Конечно же, с уходом правительства Украины, руководимого Арсением Петровичем Яценюком, по сути, ничего бы не изменилось. Украиной управляют «люди-функции». И при замене человека-функции Яценюка на Наталью Яресько или Михаила Саакашвили, совершенно не изменилась бы ни стратегия, ни тактика экономической политики Украины. Программа утилизации и деинструализации Украины была сверстана до майдана, а события двухлетней давности лишь запустили ее в действие. Основные пункты этой программы таковы:
1. Превращение страны в колониальную территорию, лишенную суверенитета, полностью контролируемую извне: политически — Госдепом, экономически — Международным валютным фондом. Переформатирование внутреннего законодательства в интересах транснационального капитала, подготовка земли и остатков госсобственности для окончательной распродажи, деиндустриалиция с ликвидацией местной конкурентоспособной промышленности отечественной науки. Создание русофобского государства с обнищавшим населением, которым легче управлять в таком его состоянии. А на роль врага, причину всех несчастий для Украины и цели для вымещения народного гнева, всей объединенной мощью средств массовой информации населению навязывается Россия.
2. Производится формальная замена людей-функций в системе украинской власти — но, по сути, ничего не изменяющая. Массовое сознание получает определенное удовлетворение от отставки «проштрафившихся», обсуждает отличия «новых» от «старых», открывается очередное «второе дыхание» надежды на перемены к лучшему. Экономический и политический курс государства не меняется.
3. Люди-функции из «нового» правительства получают карт-бланш на очередные два года — срок, позволяющий довести до логического завершения и закрепления всех «достижений» майдана. Один из самых ужасных и долговременных результатов — взращивание молодого поколения в условиях экстремальной русофобии — исправление таких последствий более затруднительно, чем восстановление экономики.
Невзирая на то, что при смене украинского правительства реальных перемен сейчас бы не произошло, тем не менее, эта смена была бы полезна. Она могла бы ускорить темпы прохождения тех этапов, которые все равно необходимо пройти. Среди них и полное разочарование во всех нынешних персонажах украинского политического олимпа, и апатия от безысходности и бесперспективности идей «евроинтеграции», и доведения до крайней нищеты населения, после чего ему уже будет «нечего терять, кроме своих цепей».