Теперь ясно, что провокацию начала Польша (к ней уже присоединились и Румыния, и Грузия, отказавшаяся поставлять электричество «российским военным в Абхазию»), усложнившая транзит по своей территории, отчего российские фуры стали двигаться к европейской границе через Западную Украину. А здесь их уже ждали дуболомы «Правого сектора» и прочей общественности с избытком интеллекта, которые стали грубо блокировать проезд, разворачивать грузовики, оскорблять и унижать водителей и портить имущество.
Два года на Украине не видели движения по своей территории большегрузов с российскими номерами, а тут вдруг заметили и сочли национальным унижением. Но странно, что никто не перекрывает транзит российского газа и даже зарабатывают на нем. Напомним, что всю ответственность за беспредел взяли на себя «Карпатская Сечь», 2-я резервная сотня ДУК «ПС» «Львовщина», С14, «Патриоты объединены», батальон «Айдар» и даже никак не сдыхающая УНА-УНСО.
Собственно, сегодняшняя история повторяет крымскую блокаду. Сначала в бой бросают радикалов, потом власти невнятно молчат, ожидая реакции, затем поддерживают блокаду на официальном уровне, обвиняя в эскалации напряженности уже Россию. Рецепт убогий, как и вся украинская политика последних лет, но действенный с учетом того, что определенная часть населения приветствует действия активистов.
То, что центральные власти были осведомлены о провокации (или ее разработали), свидетельствует оперативная поддержка активистов губернатором Закарпатья Геннадием Москалем. Его интеллектуальный взгляд на вещи укладывается в заявлении: «Или мы с Россией воюем, или торгуем». Чуть позже, когда стало ясно, что Европа и Россия промолчали, тему подхватил украинский министр иностранных дел Климкин, вопросивший: «Ну и, в конце концов, почему после недостижения договоренностей с Польшей Россия должна использовать украинскую территорию как определенную обходную дорогу?»
И уже после того как Россия ответила запретом транзита украинских грузовиков через свою территорию, выступил Яценюк, которому, как известно, цинизма не занимать. От имени правительства он обвинил Россию в «нарушении правил и процедур Всемирной торговой организации и двустороннего межправительственного соглашения в отношении автомобильных перевозок». И уже официально подтвердил решение украинской стороны «о временном приостановлении транзитных перевозок грузовыми автомобилями, зарегистрированными в России, по территории Украины». Следовательно, Яценюк провел нехитрое манипулирование: если не можешь контролировать процесс — возглавь его.
Теперь все встало на свои места. Правительство Украины, теряющее остатки авторитета, вдруг встало впереди «народного протеста». Яценюк переключил тумблер внимания своих граждан от социальных проблем на проблему внешнеполитическую. Киев выбил инициативу у радикалов, превратив их в рядовых исполнителей, на которых можно будет свалить всю вину, если за последствия придется отвечать. Мол, что поделаешь, неадекваты с автоматами.
Таким образом, можно обозначить основные цели блокадного беспредела:
— выпуск национал-патриотического пара, накопившегося после окончания блокады Крыма и невнятности боевых действий в Донбассе;
— конференция в Мюнхене не смогла вернуть европейского внимания к Украине, и Порошенко дал добро на провокацию, которая однозначно затрагивает Европу;
— при поддержке Запада проходит очередное прощупывание возможностей России;
— плановое мероприятие из «провокационного комплекса», заготовленного киевскими властями.
Пострадавшей стороной выглядит и Европа, уже пятый день хранящая молчание, даже в условиях неполучения товара и нарушения контракта поставок. Или в Брюсселе не хотят видеть наглых нарушений норм международного права и прав своих потребителей, оплативших легальный, прошедший таможенный досмотр груз, или же молчат сознательно, выжидая ответные шаги России. А если вот так же «активисты» с украинской стороны заблокируют поставки газа? Или для понимания России надо хотя бы разок закрыть на недельку вентиль?
Экспертное сообщество Украины по-разному отреагировало на произошедшее. Если глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак восторгается и ожидает присоединения к блокаде прибалтов, то политолог Кость Бондаренко, напротив, уверен, что ЕС может применить за беспредел штрафные санкции. Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера, удивлен: «Мне всегда казались странными суждения о том, что вот здесь можно что-то сделать, а вот в другом направлении — нельзя. Точно так же раньше, когда транспортный поток по нашей территории проходил, мы запрещали полеты над нашей территорией, теряли деньги и давали возможность заработать другим — Беларуси, прибалтийским странам. Нет единой концепции. Если есть санкции, то какими они должны быть? Почему, например, работают российские банки, а фурам по нашей территории мы запрещаем ездить? Больше PR-эффект?»
Событие, которое можно назвать началом «транзитной войны», несомненно, будет иметь влияние и на европейскую политику, и на экономику, завязанную на транзитах через Украину и Россию. Министр Климкин уже говорит о возможных проблемах транзита по маршруту «Россия-Молдова» и об украинском бизнесе, «который также имеет интересы в транзите в Среднюю Азию, в Китай». В данном аспекте имеется в виду Новый шелковый путь, путешествие по которому украинского поезда в Киеве считают глобальным успехом, ссылаясь на решение исполнительного директора Иранских железных дорог Мохсена Пуршид Агайи — обеспечить железнодорожное сообщение между Китаем и Европой, минуя Россию.
О стоимости этих проектов речи не идет: это война слов и обещаний. Тем более что «прокат» украинского поезда не остался без внимания. Но факт остается фактом: стремящаяся в стабильную Европу Украина теперь уже системно доказывает свою нестабильность в очень болезненном секторе — в экономике. Европа не любит нести ущерб, тем более в нынешних условиях, а потому стоит ожидать, что Еврокомиссия укажет Киеву на его ошибку. Надо сказать, что украинская сторона это понимает, отставляя для себя пути отступления, позволяя госструктурам резко критиковать блокаду.
Замминистра инфраструктуры Оксана Рейтер признает, что «с формальной точки зрения перекрытие дороги — это правонарушение, но министерство не компетентно реагировать на них, для этого есть другие службы и процедуры». А глава Государственной фискальной службы Украины Роман Насиров назвал блокирование националистами российских фур на западе страны преступлением: «В реальности это — преступление. Это не позволяет нам, как стране, выполнять международные обязательства».
Но одно дело, указ европейцев пропустить российские грузовики, другое дело, что это не позволят делать «трезубые интеллектуалы». Ситуация с конституционными изменениями повторится, и тогда Порошенко придется или применять силу против радикалов, либо объяснять свою неспособность руководить страной.
В понедельник премьер-министр РФ Дмитрий Медведев не исключил введения запрета на движение по территории России всех видов транспорта с Украины, если киевские власти не нормализуют ситуацию с движением российских грузовиков по Украине. Сейчас разрешено движение только большегрузов, следующих в Казахстан.
Дмитрий Самойленко