Но уже просочилась информация, что глава МВФ Кристина Лагард и президент Украины Петр Порошенко договорились о переформировании Кабмина. Это, во многом, связано с тем, что МВФ видит неэффективность работы действующего правительства, и просто отказывается продолжать дальнейшее кредитование страны.
Игры вокруг смены правительства приводит МВФ в смятение. Уже около $12 млрд МВФ выделил Украине в качестве кредитов под проведение реформ, но самых реформ нет — есть только разговоры о них и кулуарном распределении портфелей. И денег не будет, пока ситуация не поменяется: пока иностранные финансисты будут видеть, что есть профессиональные люди, с которыми можно обсуждать реформы, а не назначенец по партийной квоте.
Можно однозначно сказать — нынешнее правительство, как и ранее, является заложником политических интриг в парламенте. Благодаря коалиционному соглашению, в правительство попали люди, близкие к лидерам политико-бизнесовых групп. Даже включение в Кабмин Яценюка зарубежных специалистов не исправило ситуацию — за красивым фасадом скрывались участники коррупционных схем. Ситуация с заявлениями об отставке министра здравоохранения Александра Квиташвили, потом заявление об отставке министра экономика Айвараса Абромавичуса в лишний раз подтверждают: источник коррупции в Украине — парламент. Поэтому энтузиазм назначенных на посты иностранцев нивелируется целеустремленностью коррупционеров в аппарате министерств.
Но скандалы не останавливают власть. За несколько дней до того, как Абромавичус заявил о давлении со стороны депутата Блока Петра Порошенко Игоря Кононенко, актив БПП утвердил список своих кандидатов на посты в Кабмине. Список заставляет еще больше переживать за будущее страны. Некоторые СМИ этот список опубликовали и теперь опасения только выросли. Алексей Гончаренко выдвинут на пост министра здравоохранения. Этот человек ни дня не работал в медучреждении. Единственное, что связывает его с медициной — диплом Одесского национального медицинского университета. Не имея понимания работы отрасли, ее реальных потребностей, Алексей Гончаренко не продержится и несколько месяцев на посту.
Павел Рябикин, проработавший 13 лет юрисконсультом и адвокатом, выдвинут на пост министра инфраструктуры. Сможет ли этот человек координировать работы по ремонту дорог или строительству мостов и причалов? Виталий Ковальчук с богатой биографией в сфере торговли нефтепродуктами, может стать первым вице-премьером.
Эти три кандидата — отвлекающий маневр для того, чтобы провести в правительство одного из «друзей» нынешней власти. На пост министра экологии и природных ресурсов выдвинут Глеб Загорий. Это народный депутат, собственник крупнейшей на Украине фармацевтической фабрики «Дарница». По неофициальным данным состояние Загория оценивается в $101,4 млн — он, фактически, олигарх. Что связывает фармацевта и управление лицензированием добычи нефти, газа, угля, глины, щебня и предоставлением разрешений на вырубку лесов? Ответ прост — перспектива получения сверхприбылей.
В отличие от других кандидатов, скорее всего, Глеб Загорий четко знает, как использовать пост министра экологии и природных ресурсов для обогащения и развития своего фармацевтического предприятия «Дарница». По сообщениям СМИ Загорий — это «темная лошадка» украинской политики. Он всегда дружен с действующей властью, и это почти всегда сопровождалось скандалами — СМИ пестрят такими материалами. По неофициальной информации из СМИ высказывались мнения и подозрения, что при президенте Викторе Януковиче Загорий влиял на выдачу разрешений на выпуск в продажу любых препаратов. В итоге с рынка были выдавлены несколько производителей. В отсутствии конкуренции фармацевтическая фабрика «Дарница» подняла цены на препараты и нажилась на здоровье украинцев.
Во время майдана (по информации СМИ) Загорий поддержал Петра Порошенко. Как писали некоторые СМИ, он не стесняется рассказывать о своих хороших отношениях с главой администрации президента Борисом Ложкиным. Возможно благодаря их поддержке, существует подозрение, что Загорий мог установить непрямой контроль за министерством здравоохранения. Собственно, одной из причин заявления Александра Квиташвили об отставке с поста главы минздрава стало то, что его заместитель Александра Павленко рьяно отстаивает интересы одного предприятия. Оказалось, что предыдущее место работы Павленко — фабрика «Дарница».
Вы спросите: зачем Загорий пытается возглавить министерство экологии? Причина тому одна — через систему контроля экологических норм останавливать производство лекарств на заводах-конкурентах. Стратегический бизнес-интерес Загория отличает его от ситуативных интересов других назначенцев. Поэтому не удивляйтесь, когда вспыхнет новый коррупционный скандал. Сейчас очень важно не повторить уже совершенные ошибки. Потому, что просто замена одних фамилий министров на другие фамилии не позволит создать эффективное правительство, которое реально может вытянуть экономику из глубокого кризиса.
Что бы не говорили политики о том, что «любая кухарка может управлять государством», но факт остается фактом: если во главе министерства или ведомств находятся люди некомпетентные, то даже если они захотят провести реформы, они не будут на это способны. Нет ничего страшнее, когда министерский пост отдают человеку только потому, что он лучший друг главы депутатской фракции или имеет родственников среди руководителей страны. В свое время Виктора Ющенко погубило именно кумовство и привычка назначать на руководящие посты людей по принципу личной преданности.
Мы не получим эффективное правительство до тех пор, пока не внедрим стандарты ЕС в публичном управлении. Главный принцип подбора кадров в ЕС — это не личная преданность человека лидеру партии, и не его большой финансовый вклад в победу партии на выборах, а его профессионализм и компетентность. С точки зрения европейской политики, министром может быть только человек, имеющий большой опыт работы в государственной структуре, который при этом показал, что он умеет работать и способен решать сложные государственные задачи. Понятно, что не должно быть даже подозрения на участие в коррупционных схемах. Перед тем, как стать министром, нужно своей работой показать, на что способен этот человек. Вот это и есть методы формирования правительства по-европейски.
А у нас получился абсурд. Действующая украинская власть заявляет, что они приверженцы европейских принципов, но поступают так, как это делали во времена Януковича и Кучмы. А в некоторых моментах даже превосходит их «достижения». Это — политика ЕС? Это «хуторянсво» в самых его бессмысленных проявлениях, которое погубит Украину! Это все может закончится тем, что если таким образом будет переформатировано правительство Украины, то МВФ опять откажется иметь дело с ним и давать ему кредиты. А это значит, что и Мировой банк, и ЕБРР, и ЕИБ, и другие международные финансовые структуры, да и сам ЕС просто прекратят финансировать Украину.
Зачем давать деньги правительству, где работают кумовья и любимчики, коррупционеры и олигархи? Украине уже давно нужно правительство профессионалов. Во время Януковича министров назначали исходя из их штампа в паспорте «Донецкая область», а теперь министров нам предлагают назначать исходя из принципа кумовства и лакейства. Сейчас у власти есть возможность показать не на словах, а на деле, что они действуют, как в ЕС.
Первое. Хватит кулуарных интриг и «договорняков». Все потенциальные кандидаты на правительственные посты должны быть известны для СМИ и для украинцев. Чтобы было время изучить, что представляют из себя эти люди, насколько они компетентны, и действительно ли они способны проводить реформы. Хватает ли у них знаний для того, чтобы говорить с работниками министерства на профессиональном языке. Профессионал на государственном посту — такой главный критерий должен быть при отборе кандидатов в новое правительство.
Второе. Еще на первом этапе нужно провести оценку опасности коррупционных связей будущего министра или его заместителя, а не потом, когда он уже «начудит» на посту. Но это, опять-таки, нужно делать публично и прозрачно. Чтобы с одной стороны, не было незаконных обвинении в коррупции, а с другой стороны, чтобы руководителями государственных структур не становились люди с заведомо подозрительным прошлым.
Третье. Партийные квоты и «договорняки» не могут быть основой для формирования нового правительства. На примере правительства Яценюка хорошо видно, что этот метод не работает. Правительство получается тонущим в склоках и скандалах неуправляемым образованием, очагом коррупционной опухоли на теле украинской экономики.
Сейчас для Украины очень важно сформировать эффективное правительство, состоящее из профессионалов, которое будет работать как единая команда. Его главная задача — достижение поставленных целей. И тут даже неважно, является ли это требованием МВФ или это внутреннее решение Украины. Несмотря непрекращающуюся торговую войну с Россией, можно и нужно делать реформы и возрождать экономику Украины. Но для этого нужно иметь настоящее работоспособное правительство. Оно должно меньше «пиариться», а больше работать. Не нужно так часто рассказывать о светлом будущем, его нужно приближать. И тогда ВВП Украины не будет падать на 10% за год, а будет расти на те же 10%.
Александр Охрименко