9 февраля председатель комиссии по аккредитации иностранных гуманитарных организаций на территории ЛНР Василий Никитин сообщил, что четырьмя днями ранее комиссия рассмотрела обращения об аккредитации 7 гуманитарных организаций и приняло позитивное решение лишь по одной из них. Это чешская НПО «Человек в беде». По словам Никитина, «она имеет богатый опыт работы, проявила себя на территории, у них был достаточно интересный показатель в плане объема помощи».
Что ж, география деятельности «Человека в беде» впечатляет. Судя по карте, прилагаемой к статье об организации в английской «Википедии», она работает в 55 государствах на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. В статье ее характеризуют как одну из крупнейших неправительственных организаций Центральной и Восточной Европы. Занимается «Человек в беде» не только гуманитарной помощью, но и правозащитными программами.
Правда в той же статье указывается, что организация была в 2005 выдворена из Чечни, так как подозревалась в поддержке террористов, правда через пару лет ей разрешили вернуться. Там же со ссылкой на чешские источники сообщают, что ее критиковали за то, что в Косово она оказывала помощь только албанцам, а не сербам, а в юго-осетинском конфликте только грузинам, а не осетинам.
Но мало ли что могут писать? У большой организации ведь должны быть и завистники и враги. Не лучше ли познакомиться с ней не по «Википедии», а по первоисточнику, то есть по официальному сайту. Справедливо считать, что как театр начинается с вешалки, так и организация начинается с учредителей. Учредителей же согласно этому сайту там трое: Шимон Панек, Яромир Штетина и Чешское телевидение.
Панек не только учредитель, но еще и управляющий директор организации. Кстати его подпись (номером 49) стоит под обращением западных интеллектуалов в поддержку Евромайдана, которое датировано 27 января 2014, то есть когда протесты приобрели уже кровавый характер.
Но в тройке учредителей еще заметней вторая фигура. Это имя более чем красноречиво для всех, кто хоть немного знает чешскую и европейскую политику. Яромир Штетина — в прошлом известный журналист, один из основателей и некоторое время главный редактор газеты «Лидове Новины». При ней он создал в 1992 году журналистско-гуманитарную группу «Эпицентр», которая потом была преобразована в Фонд «Лидовых Новин», а затем сменила название на «Человек в беде». В дальнейшем Штетина стал политиком, в 2004 был избран в чешский сенат от партии Зелёных и прозаседал там десять лет, сменив в 2014 национальный парламент на европейский. Там, как и в последние 4 года пребывания в сенате, он представляет партию ТОП 09, которую возглавляет экс-министр иностранных дел Карел Шварценберг.
Известен Штетина прежде всего своей русофобией. По этой части мало кто может с ним тягаться на равных. Полагаю, что здесь он не уступит таким ее современным классикам как Джон Маккейн, Бернар-Анри Леви и Андре Глюксман. И то, что он по этой части известен меньше, нежели они, видимо лишь следствие меньшей роли Чехии в мировых делах, чем США и Франции. Впрочем, компетентным органам в России эта сторона его натуры давно известна: из страны его выдворили как персону нон-грата еще в 2000-м за поддержку чеченских террористов, и в нынешнем санкционном списке зарубежных политиков он присутствует.
Странно было бы, если бы в таком списке его не было. Ведь хотя известных русофобов в Европе немало, но только один Штетина публично поддержал украинский нацистский батальон «Азов». Так, в конце прошлого июля распространилось известие о том, что чешский евродепутат пригласил командира батальона и депутата Верховной Рады Андрей Билецкого выступить в Европарламенте в сентябре или октябре. Но что-то с этой поездкой не сложилось. Может, свастика с эмблемы «Азова», в конце концов, напугала даже европейских христодемократов, то есть коллег Штетины из фракции Европейской Народной партии, хотя поначалу они идею поддержали.
Но самого чешского политика свастика «Азова» никогда не пугала. Это видно по тому, как он позировал с этим знаком на акции своей партии после возвращения из Украины. Он общался и с «Донбассом» и с «Правым сектором» (запрещенная в России экстремистская организация) и с «Азовом», но символику демонстрировал лишь последнего. Эти фото привели многие издания. Как видно из публикации, он впаривал расхожую и на Украине байку о том, что, дескать этот знак никакая не свастика и даже не руна, а просто монограмма из сочетания букв «I» и «N», что означает «Идея Нации».
Что ж, какова идея таков и символ. И многих чехов Штетина, конечно, не убедил. Но рекламировал нацистов он очень энергично. «Батальон Азов является частью военной доктрины Украины, им профессионально командуют, он сотрудничает с украинской армией и имеет в Мариуполе сильную поддержку граждан. Российская пропаганда называет добровольцев батальона «Азов» фашистами и нацистами. Ничего подобного я не увидел». Эта цитата Штетины приводится в материале с сайта фракции ЕНП в Европарламенте, которую затем разместил и личный сайт политика. На том же сайте можно найти с десяток материалов, где учредитель «Человека в беде» хвалебно говорит об «Азове», хотя это отнюдь не исчерпывающая библиография подобных публикаций.
Впрочем, немало там и других интересных материалов на украинскую тему. Например, Штетина сразу взял под защиту тех, кто устроил повлекшие человеческие жертвы беспорядки под Верховной Радой 31 августа, когда в первом чтении голосовались конституционные поправки: «Не удивляюсь, что протестуют те, кто в прошлом году защищали страну от русского агрессора, теряли в бою товарищей, те, кто защитили Мариуполь, Славянск, Украину, кто помешали России создать сухопутный коридор в Крым. Протестуют, потому что знают — децентрализация во время войны означает победу Путина и возможное начало отторжения Донбасса».
Конечно, есть на этом сайте и возмущенная публикация об отказе «Человеку в беде» в аккредитации в Луганске. Конечно не забывает он свое детище.
Но, как известно, теперь «Человек в беде» получил аккредитацию в ЛНР. Наверно сыграло здесь роль то, что немало чехов продемонстрировали свое искреннее сочувствие Новороссии. Такие настроения соотечественников, как видно по одному из интервью Штетины, явно его расстраивают: «Когда я был в батальонах «Донбасс» и «Азов», так мне показывали самых разных иностранцев как свидетельство международной помощи Украине. Я там видел грузинов, поляков, немцев… но ни единого чеха. Я убежден, если бы там был хоть один, мне бы его точно показали. Поэтому я думаю, что на украинской стороне чехи не воюют, а воюют только на другой стороне».
И думаю в этих словах, как раз и намек, зачем Штетине и «Человеку в беде» Донбасс. А затем, чтобы с лихвой компенсировать отсутствие чехов в добровольческих батальонах и прийти в тыл республик своего рода гуманитарным «Азовом». То есть, прикрывшись гуманитарной помощью, проводить разведку, создавать агентуру и делать прочие вещи, которые бы делали подопечные билецких и ярошей, если бы оказались за линией фронта, там, где в целях маскировки нельзя позировать со своей любимой свастикой. Ну а знание очень многими чехами русского языка для этого как нельзя кстати.
Пётр Сафонов