Сегодня украинцам с экранов телевизоров ежедневно рассказывают, что в стране идет война с Россией, поэтому населению предлагают туже затягивать пояса, при этом по требованию МВФ граждан вновь ожидают повышение тарифов на свет и тепло. Журналисты уже окрестили очередное повышение «тарифным хуком» от Кабмина.
— В то же время премьер-министр Арсений Яценюк повысил себе, любимому, зарплату до 25 тысяч гривен в месяц, — справедливо пеняет премьеру экономист, эксперт по социальным вопросам Алексей Павловский. — Однако, если говорить о цивилизованном европейском подходе, стоит отметить, что в Европе при падении уровня жизни и падении ВВП на душу населения чиновники традиционно урезают себе зарплату. А если углубиться в экскурс истории, то президент США Рузвельтт во время Второй мировой войны отказался от кофе, который любил, и перешел на желудевый, потому что считал не этичным пить любимый напиток, пока люди бедны и идет война.
Дождаться подобных мер от нынешнего правительства вряд ли придется. За два года после Майдана здесь привыкли, что «последнее» соберут с простого народа и не постесняются.
Как грустно шутят в народе, сегодня Украина ведет три войны: войну на Юго-Востоке, войну с коррупцией и войну за выживание. За два последних года и без того никогда не жившие богато простые украинцы начинают употреблять продукты питания, которые относятся к категории суррогатных либо сомнительных субпродуктов. Более 67% украинцев не могут позволить себе в своем рационе рыбу из-за ее дороговизны. Волнует ли это премьер-министра? Маловероятно. В Украине фигура премьера — не для народа, а для игры в политику.
Необходимо признать, что граждане вынуждены пожинать плоды волюнтаристской политики Арсения Яценюка, которая суть отражение государственной, постмайданной ситуации на протяжении двух лет, — уверен политолог Руслан Бортник. — И если под премьером качается кресло, то это не означает, что после его ухода в отставку экономический курс Украины изменится. Да, за эту отставку готовы проголосовать более 226 депутатов уже в феврале, и, может быть, в марте наберутся все триста, однако вряд ли от этого люди станут жить лучше. Что касается зарплат министров, то для большинства из них, имеющих свой бизнес (как например министр МВД Арсен Аваков) эти зарплаты совершенно не важны. Их подняли, чтобы декларации о доходах чиновников не выглядели откровенно вызывающе, а были обычной ширмой, — считает эксперт.
Ведь общеизвестно, что в украинской политической традиции депутатов, как и кандидатов в депутаты, финансирует теневой бизнес и олигархат.
Что может произойти в случае отставки Кабмина и лично Арсения Яценюка, и что делать его зарплатой, рассуждал политолог, директор центра политического маркетинга Василий Стоякин.
Отставка премьер-министра может оказаться с точки зрения здравого смысла еще большим злом, чем продолжение его каденции. Еще два года назад Арсений Петрович получал неприлично мало: всего 8,5 тыс. гривен. И повышение ему зарплаты до 25 тыс гривен (по нынешнему курсу — это тысяча долларов) — всего лишь раздражитель для пенсионеров и бюджетников, получающих унизительные гроши, на которые выжить практически невозможно. Отставка же Яценюка потянет за собой развал коалиции. Все ведь прекрасно понимают, что у Арсения Петровича нет никакой своей программы, а он в этом кресле — лишь инструмент для выполнения требований МВФ. «Сохранение Яценюка» — это вопрос гораздо более драматичный, чем его отставка: нам неоткуда взять новое правительство. Если коалиция расколется, то все равно не получится две фракции, а получится всего лишь две депутатские группы. Если парламент не сможет сформировать коалицию, то перевыборы неизбежны, а это весьма дорогое удовольствие, и надо, чтобы американцы еще согласились на них. На мой взгляд, для страны гораздо дешевле оставить это плохое правительство, пусть и с хорошей зарплатой премьер-министра, — уверен эксперт.
И, как иронизируют сегодня рядовые украинцы, зарплату Яценюка мы уже как-нибудь выдержим, лишь бы не было Третьей мировой.
Полина Орловская