Маниакиальная декоммунизация на Украине продолжает бить рекорды сюрреализма. На этот раз — просто потому, что, разогнавшись и потеряв и без того ущербное чувство реальности, этот процесс по инерции выскочил за границы свидомого государства. А если короче, то 21 февраля Рада собирается принять закон о переименовании «неправильных» топонимов Крыма и «оккупированной части» Донбасса. Не спрашивая, разумеется, согласия и мнения их обитателей и властей.
Об этом рассказал директор Института национальной памяти Владимир Вятрович: «Речь идет о разного рода [населенных пунктах] Комсомольское, Ленино». Первая здоровая реакция на эти новости — смех. Ну, в самом деле, ведь, например, США же не дает свои названия населенным пунктам Мексики? Может быть, на самом деле, им и хочется из соображений благозвучия или еще чего-нибудь переименовать парочку мексиканских городов — скажем, дать им имена американских героев (что, чисто теоретически, отчасти логично — США, бывало, воевали с Мексикой, так что и герои были).
Но, разумеется, подобного не было и не будет. Почему? По двум принципиальным причинам:
— такие жесты есть безусловное оскорбление чужого суверенитета, так как вопрос именования есть сугубо внутреннее дело государства;
— бесполезно переименовывать населенный пункт, который будет абсолютно всеми местными жителями называться по-старому.
Чуть подробнее остановимся на каждом из этих соображений.
Вопрос имени и именования принадлежит к, пожалуй, самым базовым понятиям культуры. Сакральность имени и магическое право давать имена описывается во всех религиозных традициях, а потом, что неудивительно, тема благополучно перекочевала в художественную литературу. «Волшебник Земноморья», «Имя ветра» и многие другие хорошие книги отлично описывают тайную связь именующего и именуемого. Если совсем кратко: именовать — значит владеть, править, повелевать.
Но владеет ли Украина Крымом и частью Донбасса? Очевидно, что нет. И в этой ситуации права давать имена у нее нет и быть не может. А сам жест — это просто взмах подделкой под волшебную палочку. Бессильная имитация ритуала именования. Кривляние и фиглярство. Новые имена не станут одним целым с городами и селами, а умрут на пыльной бумаге архивов.
Само собой, никто в Крыму и Донецке и не вздумает пользоваться «топонимическими подарочками». Жители Ленинского района столицы ДНР (равно как и Куйбышевского, и Петровского, и Кировского, и Буденовского, и Калининского, и Ворошиловского) плевать хотели на все фантазии «декоммунизаторов». Вероятно, они даже не станут их запоминать, и будут долго удивляться, путаясь в новой топографии привычных улиц: «Елки-палки, на киевском сайте пишут, что на улице Небесной сотни мина упала. Это, вашу мать, где у нас такая?»
Если население не пользуется топонимом, то грош ему цена. Точнее, даже не грош, а некая отрицательная величина, так как эта путаница только вводит людей в заблуждение и приводит к взаимному непониманию. И, что тоже предсказуемо, к раздражению — ведь никого из дончан не спросят, хотят ли они жить в районах с новыми названиями и «переселиться» на улицы с «украинскими» именами.
С Крымом — вообще отдельная история. Если Сталино немцы в годы оккупации так и не стали переименовывать в Юзовку, то насчет Крыма у них такие планы были — он должен был стать Готенландом. Не стал. Теперь вот «новые украинцы» точат мелкие зубки на переименование.
Есть правда, еще и вот какая мыслишка. А не призвана ли эта инициатива послужить еще одним бюрократическим рычагом для новых поборов с крымчан? Пока сложно предугадать, как именно можно это обернуть во вред простым крымчанам, за какой-то своей нуждой обратившихся в украинские бюрократические инстанции, но там, где есть путаница и дуализм «старого» и «нового», всегда можно поизмываться над человеком. Заставить менять документы, переоформлять бумаги и так далее.
Вице-премьер правительства Крыма Дмитрий Полонский резко, но правдиво описал киевские потуги: «Так называемая киевская власть, к сожалению, не понимает очень многих вещей. Например, что вместо того, чтобы заниматься откровенными глупостями, нужно заниматься экономикой в своей стране, в социальной сфере, думать о детях и пенсионерах. Но для этого нужно обладать хотя бы минимальными интеллектуальными способностями, которых у наших соседей нет».
И именно потому, что оных интеллектуальных способностей нет, вполне можно ожидать, что рано или поздно Киев начнет в одностороннем порядке переименовывать сперва населенные пункты якобы украинской Кубани, потом Белгородчины, а потом доберется аж до Дальнего Востока, который весь будет переименован в «Зеленый Кут» (гуглите). А там и до глобуса Украины недалеко.
Григорий Игнатов