Айварас Абромавичус объявил об уходе из правительства. Он громко хлопнул дверью — в правительственном серванте до сих пор звенит хрусталь. Уходя, Абромавичус назвал фамилию Игоря Кононенко и наделил его характеристиками, по которым несколько лет назад легко можно было узнать Юрия Иванющенко.
«У меня и моей команды нет желания быть ширмой для откровенной коррупции или подконтрольными марионетками для тех, кто хочет в стиле старой власти установить контроль за государственными деньгами. (…)
Кульминацией этого кадрового произвола и стремление полностью подчинить себе потоки стало желание иметь «собственного» замминистра экономики, который отвечал бы за Нафтогаз и другие государственные предприятия. Кандидат просто принес полный пакет документов для назначения и заявил: «Я хочу стать вашим замом. Я в команде Кононенко, и мою кандидатуру уже согласовано наверху». После этого мне поступил звонок с АП с настойчивой рекомендацией взять этого человека, а также еще одну — на должность заместителя по обороне. На что я ответил: «Я частью этого дерибана не буду», — и попросил, чтобы меня уволили».
Замминистра экономики по квоте Кононенко, отвечающего за «Нафтогаз», о котором говорит Абромавичус, — это Андрей Пасишник.
Пасишник передал Абромавичусу документы на свое назначение через приемную, после чего они общались через Вайбер. Переписываясь, Пасишник прямо сообщил, что идет на должность замминистра по протекции Игоря Кононенко. Более того, сославшись, что Игорь Кононенко уже согласовал вопрос о назначении с премьер-министром Арсением Яценюком.
Когда Пасишник стал давить на Абромавичуса, чтобы тот быстрее вносил его на должность, Айварас ответил, что особо не знаком с Пасишником. На что Пасишник сообщил, что передал через приемную все документы на свое назначение для ознакомления.
У Абромавичуса сохранились эти сообщения — которые после начала скандала Пасишник удалил из общего диалога, не зная, что министр экономики предусмотрительно успел сделать копии.
Учитывая, что доказать политические договорняки всегда очень сложно, эти сообщения показывают на самом деле, как делается украинская политика. После чата с Пасишником Абромавичусу поступил «контрольный» звонок от руководства администрации президента для ускорения кадровых решений.
ПРЕДЫСТОРИЯ СКАНДАЛА
Почему для Кононенко было так важно назначить Пасишника — и что лежит в истоках скандала.
Не секрет, что нынешняя коалиция имеет внутренние проблемы. Но, вместо поиска консенсуса внутри коалиции, ее идеологи решили привлечь голоса «на стороне». Одним из доноров является депутатская группа «Воля народа», которую в нынешнем парламенте создал покойный Игорь Еремеев.
После его смерти куратором отношений этой группы с Банковой стал одиозный экс-секретарь Киевского городского совета Олесь Довгий — давний товарищ Игоря Кононенко и Сергея Березенко по общей работе в блоке Черновецкого.
Группа «Воля народа» объединяет мажоритарщиков, связанных с Еремеевым, а также Литвиным, Левочкиным, Бойко плюс самостоятельных газовых магнатов. После Революции достоинства этим людям на паях с Николаем Мартыненко дали на «пропитание» государственную компанию «УкрГазДобыча», куда заместителем председателя по квоте Еремеева был назначен Вадим Шленчак.
К примеру, тот перевел на срочный депозит в банк, приближенный к депутатам группы, почти 400 миллионов гривен, лишив компанию оборотных средств на целый год. Но это был скорее попутный заработок — в среднем из компании на тендерах можно «вытянуть» 10 миллионов долларов в месяц.
Кроме тендеров, «УкрГазДобыча» ценна как профильный актив. Многие газовые бизнесмены, которые входят в группу «Воля народа», имеют договора о совместной деятельности с компанией «УкрГазДобыча» — Москаленко, Кацуба, Онищенко (известный также как Кадыров).
В прошлом созыве все они были членами Партии регионов и активно голосовали за диктаторские законы 16 января.
Контроль над оперативным управлением государственной «УкрГазДобычей» является залогом заработка для этих депутатов. Часто газ из скважин, который извлекается по договорам совместной деятельности, продается не по рыночным ценам, а своим же прокладкам по заниженным. Тем самым государство в лице «УкрГазДобычи» теряет деньги. Не платится рента, скрывается информация по уплаченным налогам, что уже легло в основу одного из уголовных производств Национального антикоррупционного бюро, которое вызывало упоминавшегося выше Онищенко (Кадырова) на допрос — и с которого он сбежал в прямом смысле слова.
Однако в прошлом году вокруг компании «УкрГазДобыча» произошли изменения. Главой компании стал несвязанный с «Волей народа» Олег Прохоренко, а его первым замом — Александр Романюк, которые начали «чистку» в компании, что за полгода позволило сэкономить полмиллиарда только на закупках. Новые менеджеры начали разрывать депозит с банком Москаленко-Еремеева, отменили поставки оборудования по завышенным ценам, а на прошлой неделе подали в суд на разрыв договоров о совместной деятельности.
Такая «самодеятельность» руководства «УкрГазДобычи» стала раздражать даже администрацию президента, изначально благословившую новых менеджеров. Особенно когда они отклонили кандидатуру бывшего ГАИшника на начальника безопасности, которого рекомендовала Банковая.
Потерявшая влияние на «УкрГазДобычу», парламентская группа «Воля народа» начала кампанию против нового менеджмента, но не смогла им ничего предъявить, кроме высоких легальных зарплат.
Ценой дальнейшей участия «Воли народа» в роли неформального члена коалиции должно было стать появление близкого им человека в сфере контроля над «УкрГазДобычей». Таким человеком и является заместитель председателя правления «Нафтогаза Украины», бывший помощник Еремеева и экс-сотрудник предприятий группы «Континиум» Андрей Пасишник — тот самый, которого Кононенко и должен был сделать заместителем министра экономики.
Пасишник, который проявил себя бойцом в противостоянии с Коломойским в 2015 году, зачищая Укртранснафту от метастазов олигархического клана, через год сам оказался разменной монетой в играх новых хозяев жизни.
Именно Кононенко было поручено провести Пасишника на пост зама министра экономики, отвечающего за «Нефтегаз» и «УкрГазДобычу». Именно через Кононенко в обход Абромавичуса был решен этот вопрос. Именно эту фамилию соратника президента Пасишник упоминает в своем ключевом доказательстве политической коррупции — вайбер-сообщении министру экономики. Сообщении, которое он поспешно удалил после того, как вспыхнул скандал.
Айварас Абромавичус совершил смелый поступок, вскрыв гнойник «договорняков» украинской политики. Да, ему было нечего терять — в сценарии перестановок в правительстве Яценюка, кресло Абромавичуса было обещано Виталию Ковальчуку, который должен был совмещать пост первого вице-премьера с должностью министра экономики, как это было у Андрея Клюева. Однако десятки его коллег уходили из власти, опустив глаза и не комментируя коррупцию, с которой приходилось сталкиваться. Несколько министров вернулось в правительство, где их как полипы окружали «смотрящие» от фракций парламента. Министр инфраструктуры Пивоварский предпочел называть причиной своего ухода… низкую зарплату, а не Кононенко в качестве главного куратора Укрзализницы
Тогда как Абромавичус оказался сильным человеком для того, чтобы не отыгрывать сценарий своего ухода назад. Более того, он оказал большую услугу будущим поколениям Украины, заложив детонатор под фундамент коррупции и сделав его максимально резонансным.
Абромавичус сообщил о желании уйти в связи с коррупцией послу США Джеффри Пайетта еще за несколько дней до объявления. А накануне пресс-конференции во вторник вечером в резиденции посла Швеции он провел брифинг для послов, которые сразу после объявление Абромавичуса об уходе выступили с резким заявлением в его поддержку.
Выступление Абромавичуса легло на благодатную почву, поскольку дипломаты давно сложили мнение о главном «смотрящем» президента. Игорь Кононенко уже не один месяц находится в «сером списке» американского посольства — с ним отказывается общаться Джеффри Пайетт, а в свете последних событий Америка готова поставить в зависимость прямые программы помощи Украине с пребыванием Кононенко остается в политике.
Спасаясь от града публичных обвинений, Кононенко решил временно сложить должность первого заместителя главы фракции. Цена этого поступка ничтожна, поскольку вес Кононенко в политике определяется не регалией на сайте Рады, а его дружбой с Порошенко. Поэтому, конечно же, эта фиктивная жертва никого не введет в заблуждение — ни общество, ни масс-медиа, ни западных партнеров Украины.
Цена вопроса намного больше, чем просто мандат одного из депутатов, и даже больше, чем благополучное будущее Петра Порошенко. На кону стоит способность общества менять страну через давление на власть. Еще нигде коррупция не отступала добровольно. И сегодня украинские политики, выбирая между «сговором» и «очищением», могут показать, что Украина изменилась. Осталось этот шанс не потерять. Поэтому Кононенко должен уйти из парламента.