На протяжении прошлого года Башкортостан был в центре внимания мировой и российской прессы. Летом в столицу республики на саммиты Шанхайской организации сотрудничества и стран БРИКС съехались главы ведущих государств мира, которые обсудили важнейшие геополитические вопросы и по достоинству оценили знаменитое башкирское гостеприимство. А уже осенью Уфа принимала Первый форум малого бизнеса регионов стран — участниц ШОС и БРИКС, который был организован по инициативе руководителя республики.
— Рустэм Закиевич, как Вы оцениваете итоги масштабных международных мероприятий, прошедших в Уфе? Что они дали республике?
— Можно сказать, что Башкортостан и Уфа поднялись не на одну, а на несколько ступенек вверх в части своей узнаваемости, умения проводить крупные мероприятия международного уровня. Во время саммитов к нам приехали 15 глав государств, которые дали высокую оценку и уровню организации, и инвестиционным возможностям республики. Всем без исключения понравилась природа, пейзажи, ландшафт, понравилась Уфа — красивый, современный город с большим потенциалом.
Мне запомнились слова президента Бразилии Дилмы Роуссефф. Когда она спустилась с трапа самолёта, то сказала: «Как хорошо у вас дышится, какой хороший, лёгкий воздух». Хочется отметить, что хорошо у нас дышится не только гостям республики, туристам, но и предпринимательскому сообществу, инвесторам. В Башкортостане созданы оптимальные условия для ведения бизнеса: большие налоговые льготы, минимум административных барьеров, индивидуальное сопровождение крупных инвесторов, то есть комфортная рабочая обстановка. И это единодушно отметили участники регионального форума стран ШОС и БРИКС, который мы провели осенью. По сути, на нём началось цементирование договоренностей, достигнутых главами государств в ходе саммитов, но уже на уровне малого, среднего бизнеса, регионов и провинций стран, входящих в эти международные организации. Сотни новых идей и совместных проектов, соглашений о сотрудничестве в формате R2R (region-to-region) мы считаем главными итогами этого форума.
— Поговорим о совместных проектах республики со странами БРИКС. Как известно, некоторые из них уже активно реализуются. К примеру, в Индии корпорация Hindustan Aeronautics Limited (HAL) совместно с Уфимским моторостроительным производственным объединением (УМПО) начала производство двигателей для самолетов Су-30. Как Вы оцениваете результаты этого партнёрства?
— Индия — крупный партнёр Российской Федерации в части авиационного двигателестроения, вертолетостроения. Сотрудничество УМПО с индийскими коллегами продолжается уже несколько лет. На сегодняшний день уфимские моторостроители организовали лицензионное производство двигателей для реактивных самолетов Су-30 на базе отделения корпорации HAL в городе Корапут.
Индийские специалисты при поддержке УМПО уже освоили четыре фазы сборки агрегатов, освоение пятой также идет при содействии уфимских моторостроителей. Они отгрузили 280 технологических комплектов двигателей, и эта работа продолжается. Еще одно производство запущено в городе Лакнау, на нём осваивают сборку агрегатов топливной автоматики. Кроме того, индийская сторона предлагает заняться совместной разработкой двигателя для самолета пятого поколения, причём готова как финансировать, так и участвовать в проектировании, сборке, испытаниях. Это хорошая перспектива. В свою очередь, наше предприятие благодаря сотрудничеству с Индией будет иметь стабильные заказы на протяжении долгого времени.
Мы планируем развивать и другие направления взаимодействия. Уже сейчас есть встречные предложения от индийского бизнеса о строительстве новых предприятий, производстве удобрений, фармацевтических компонентов на территории Башкортостана. А для укрепления межрегиональных связей в ближайшее время будет подписан протокол о сотрудничестве нашей республики со штатом Харьяна.
— Как продвигается проект по производству автобусов с крупным бразильским производителем пассажирского транспорта Marcopolo?
— На мой взгляд, это один из самых успешных и продуктивных проектов. В Нефтекамске компании Marcopolo и «КАМАЗ» создали совместное предприятие по производству автобусов Bravis. В рамках работы по импортозамещению локализовано 90 процентов комплектующих. На сегодняшний день с конвейера сошли 400 малогабаритных автобусов, которые разъехались по всей России — от Калининграда до Сахалина. Интерес к ним проявляют и страны СНГ, и ближнего зарубежья — несколько автобусов уже работает в Казахстане.
Когда была выпущена первая партия, я лично протестировал Bravis в качестве пассажира. Мне очень понравилось — удобно, красиво, современно. Его можно и для школьных нужд использовать, и на пригородных направлениях, и на городских маршрутах. Собственно, так и происходит. Сейчас министерства образования нескольких регионов уже подали заявки на новые автобусы.
В 2016 году предприятие планирует расширить географию продаж и выйти на проектную мощность производства — около 3 тысяч автобусов в год. Конечно, с учётом непростой экономической ситуации сделать это будет сложно, но такая цель стоит.
— Насколько я знаю, на Нефтекамском автозаводе реализуется ещё один совместный проект, но уже с Южно-Африканской Республикой. Расскажите о нём подробнее.
— Действительно, на базе завода «НЕФАЗ» мы запустили проект по локализации производства шарнирно-сочлененных самосвалов южноафриканской компании Bell. Это спецтехника, которая используется в горнодобывающей промышленности. На первом этапе нефтекамцы прошли обучение в ЮАР, а затем уже здесь собрали опытный образец самосвала под контролем специалистов из Южной Африки. Его презентация прошла в рамках саммита БРИКС. Сейчас машина проходит испытания на одном из карьеров республики. Заинтересованность в таких самосвалах у российского потребителя есть, потребность рынка оценивается в 200-300 машин в год. Уверен, что в самое ближайшее время первая партия самосвалов будет запущена в производство.
Также у нас наметились хорошие перспективы сотрудничества с южноафриканской провинцией Лимпопо, где развита горнодобывающая промышленность, агропромышленный комплекс. Мы предлагаем нашим партнёрам создать в Лимпопо перспективную бизнес-модель — территорию опережающего развития. Республика готова экспортировать технологии в области промышленности, сельского хозяйства, управления. Это взаимовыгодное сотрудничество позволит добиться ощутимых результатов в кратчайшие сроки.
К примеру, если говорить о горнодобывающей промышленности, то наши нефтесервисные компании могут эффективно работать в ЮАР, поскольку обладают уникальными компетенциями в сфере разведки и разработки месторождений, водоподготовки и водоочистки. Уверен, что они будут востребованы нашими южноафриканскими коллегами.
Важной составляющей нашего взаимодействия может стать и сотрудничество с вузами Башкортостана. Речь прежде всего идёт о нефтяном и авиационном университетах, которые готовы не только обучать студентов из ЮАР, но и оказывать научное сопровождение проектов в области промышленности.
В случае с Южно-Африканской Республикой главный вопрос — это логистика, транспортное сообщение. Мы работаем над этой проблемой, ищем пути её решения.
— Сегодня Россия всё больше смотрит на Восток, прежде всего на Китай, видя в нём крупнейшего стратегического партнера в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Как Башкирия переживает этот «китайский бум»? Есть ли уже какие-то реализованные проекты?
— Во время саммитов мне посчастливилось познакомиться с председателем КНР Си Цзиньпинем. Это человек высокой культуры, очень глубокий, умный, не чуждый лирике. Мне понравились слова, которые он сказал в аэропорту после саммитов: «В Уфе мы открыли золотую жилу дружбы Китая с Республикой Башкортостан». Такая красивая метафора как нельзя лучше характеризует взаимоотношения бизнеса Башкортостана и Китайской Народной Республики.
Значительно активизировались контакты с регионами Китая, а взаимные визиты бизнес-кругов стали для нас обычным явлением. Только в прошлом году состоялось около 15 таких встреч и поездок. Кроме Си Цзиньпиня, в Уфе побывали делегации провинций Цзянси, Ляонин, Сычуань, Аньхой. Наши предприниматели во время визитов в КНР также прорабатывают различные варианты работы на китайском рынке.
На сегодняшний день между Башкортостаном и провинциями Китая действуют 11 межправительственных и межмуниципальных соглашений. И это не говоря о соглашениях и контрактах, которые напрямую заключают наши предприятия, образовательные и научные учреждения со своими китайскими партнёрами. Можно насчитать более полусотни таких договоров.
Сейчас в разной стадии реализации находятся более десяти совместных с китайскими компаниями инвестпроектов — от строительства сталепрокатного завода «Ишсталь» и запуска производства тяжелых буровых установок в Ишимбае до возведения новых теплиц и комплекса глубокой переработки пшеницы. То есть через три-четыре года у нас в республике должны начать работу сразу несколько совместных предприятий.
К примеру, сейчас совместно с китайскими партнерами мы обсуждаем вопрос о переработке отвалов медно-цинковых комбинатов, которые содержат много полезных металлов. Из них можно добывать цинк, медь, серебро, другие компоненты. Но у нас нет соответствующих технологий. В то же время в Китае такие технологии есть.
В Куюргазинском районе началось строительство предприятия по производству сверхлегких вертолётов гражданского назначения. Первые демонстрационные образцы собраны на площадке в Кумертау и хорошо зарекомендовали себя на различных выставках. Интерес к этим аппаратам огромный.
Недавно началась большая работа по экспорту в КНР башкирского мёда. Только за прошлый год наши производители отправили в Китай более 100 тонн высококачественного мёда. Мы готовы обсудить с нашими партнёрами вопрос поставок медоносных пчёл башкирской породы для разведения. Это ещё один наш бренд. К слову, Монголия за последние годы приобрела несколько сотен пчелиных семей.
Мы участвуем в реализации проектов в рамках создания Экономического пояса Шёлкового пути, прежде всего транспортной инфраструктуры. Строящийся сейчас международный транспортный маршрут Европа — Западный Китай пройдёт по территории Башкортостана. Это не только положительно скажется на объёмах взаимного товарооборота, но и будет способствовать значительной интенсификации контактов между КНР и Башкортостаном.
— Насколько значимый эффект для экономики республики дает такое сотрудничество?
— Работа в формате БРИКС и ШОС открывает перед регионами большие возможности, решает много важных задач. Это и привлечение крупных инвесторов, и выход на международные рынки. Мы понимаем, что нужно гармонизировать законодательство, стандарты, проработать вопросы логистики и многое другое. Это огромная работа, которая на сегодняшний день находится только в самом начале пути. Бизнес наших стран дополняет друг друга, и сотрудничество в самых разных областях уже даёт новое качество, открывает новые пути экономического роста.