Вице-президент США Джо Байден не из тех, кто сдержан в высказываниях. Вот и во время своего недавнего визита в Киев, держа речь перед украинской Верховной Радой, Байден прямо заявил, что коррупция поедает украинское государство, «как рак», а также предупредил власть имущих, в том числе и президента Петра Порошенко о том, что в распоряжении Украины остается «последний шанс» по-настоящему объявить войну коррупции, в противном случае Соединенные Штаты прекратят предоставлять помощь.
Даже если язык Байдена был не совсем дипломатичным, он все равно прав. Украина нуждается в радикальных реформах, направленных на искоренение взяточничества. 18 месяцев, проведенные Порошенко на посту президента, говорят о том, что он не готов решительно противостоять коррупции. Для него настало время либо активизировать борьбу, либо, если он не собирается этого делать, подать в отставку.
В разговоре об украинской коррупции цифры говорят сами за себя. Более $ 12 млрд долларов исчезает из украинского бюджета каждый год, об этом сообщает советник украинского Национального антикоррупционного бюро. В своем последнем исследовании, посвященном уровню восприятия коррупции, Transparency International разместила Украину на 146й позиции из 174х, — ниже таких стран, как Уганда, Никарагуа и Нигерия. Рядовые украинцы терпимо относятся к тому, что платят мелкие взятки во всех сферах жизни, практически на каждом шагу. Начиная с устройства ребенка в детский садик и регистрации автомобиля, до получения необходимых медикаментов. Практически за все, что должно предоставляться государством бесплатно, приходится платить.
Самая угрожающая ситуация сложилась в зоне взаимодействия бизнес-олигархов и чиновников. Небольшая группа олигархов контролирует 70 процентов украинской экономики, и за многие годы практически полностью коррумпировала и установила контроль над политическими и судебными институтами Украины. В результате возникла настоящая «культура безнаказанности», когда политики, судьи, прокуроры и олигархи создают скрытую систему коррупции, благодаря которой наживаются, в ущерб гражданам Украины.
Среди многочисленных случаев коррупции некоторые — на самом высоком уровне — несколько особенно выделяются своим бесстыдством.
Например, $ 1,8 млрд кредита, направленного МВФ в Украину для поддержания банковского сектора, осели на различных оффшорных счетах, аффилированных с украинским ПриватБанком, принадлежащему Игорю Коломойскому — одному из богатейших украинских олигархов.
Детали этого дела вышли на свет благодаря антикоррупционному проекту «Наши гроши». 42 украинские внешнеторговые фирмы, принадлежащие 54м оффшорным зарубежным компаниям, взяли у ПриватБанка кредитов на $ 1,8 млрд. На эти деньги они заказали товары у несуществующих поставщиков. Залогом под кредит должен был служить заказанный товар.
Средства были перечислены на счета продавцов, которые «случайным образом» оказались в филиале «Приватбанка» на Кипре.
Когда фиктивные поставщики не выполнили свои обязательства, все 42 компании подали иск в Днепропетровский суд с требованием вернуть деньги и отменить кредитную сделку с «Приватбанком». Суд постановил, что иностранные компании должны возвратить уплаченную сумму, но кредитные договоры останутся в силе. Журналисты-расследователи проекта «Наши гроши» отмечают, что «сделка на $ 1,8 млрд с зарубежными компаниями, проведенная по поддельным договорам, не что иное, как операция по перекачке активов».К большому сожалению для простых украинцев, а также для западных налогоплательщиков, которые финансируют МВФ, ни Коломойский, ни кто-либо еще в Украине, не был привлечен к ответственности за эти махинации.
Примечательно, что в Киеве это дело не получило широкой огласки.
Влиятельные украинские политики и бизнесмены вполне могут рассчитывать на помощь высших украинских чиновников в защите от европейских прокуроров. Недавно по результатам двухлетнего расследования швейцарские прокуроры открыли уголовное дело против Николая Мартыненко — ближайшего союзника премьер-министра Арсения Яценюка в украинском парламенте — по подозрению в получении взятки в особо крупных размерах, а именно $30 млн долларов, через чешскую компанию, и в попытках отмыть эти деньги через Швейцарию. Несмотря на неоднократные просьбы со стороны швейцарских властей об оказании помощи, украинские чиновники защищают Мартыненко, пишет Kyiv Post, а генеральный прокурор Украины публично отказывается заниматься этим делом.
Швейцария — не единственная страна, с которой Украина отказывается сотрудничать. В рамках расследования, в котором в отмывании $23 млн подозревается бывший министр экологии Николай Злочевский, Британское бюро по борьбе с мошенничеством в особо крупных размерах обратилось к украинским властям с просьбой о содействии. Однако Украина не только отказывается оказать помощь англичанам, но больше того — украинская прокуратура написала письмо, в котором настаивает на невиновности Злочевского и убеждает британцев счета Злочевского разморозить, а дело закрыть.
Чтобы сдержать рост популизма во власти и сохранить поддержку от Запада, Порошенко нужно предпринять следующие шаги:
Во-первых, немедленно уволить генпрокурора Виктора Шокина. Не так давно посол США в Украине назвал действующего генпрокурора и его команду теми, кто «открыто и агрессивно подрывает реформы». Отставки Шокина требуют и ведущие реформаторы в украинском парламенте, и гражданские активисты.
Но, несмотря на все давление, Шокин остается на месте. Такая устойчивость легко объяснима — он — близкий союзник украинского президента. Сам Порошенко — богатый олигарх, и, находясь в системе, где прокуроры используются в качестве оружия против противников в бизнесе или политике, он полон решимости сохранить контроль над критически важным рычагом власти. Мотивация Порошенко, защищающего Шокина, очевидна, но очевидно и то, что для украинского президента пришло время поставить интересы своей страны выше собственных.
Во-вторых, Порошенко нужно продать все активы его многомиллиардной бизнес-империи. Во время предвыборной президентской компании он пообещал сделать это, сказав: «Как президент Украины, я хочу сосредоточиться на работе во благо страны, и это [продажа бизнеса] то, что я собираюсь сделать».
Порошенко входит в десятку самых богатых людей Украины. Его состояние в прошлом году увеличилось, его банк расширяется в то время, как множество других теряют лицензии. Одна из принадлежащих ему промышленных компаний выиграла большой судостроительный контракт — а это явный конфликт интересов для Порошенко как для человека, занимающего президентский пост.
Между тем, прямых доказательств того, что президент использует служебное положение для продвижения своих обширных бизнес-интересов, нет. Украинские телеканалы недавно сообщили, что Порошенко закрыл расследование об ущербе, который наносит охраняемой исторической зоне незаконное строительство, ведущееся на земле, принадлежащей его семье.
В-третьих, Порошенко должен продемонстрировать практические действия в войне с коррупцией. В то время, как учреждено новое Бюро по борьбе с коррупцией, и назначен антикоррупционный прокурор, работу они еще не начали. Активисты, занимающиеся борьбой с коррупцией, опасаются, что обе эти организации будут «съедены системой». Об этом говорит Дарья Каленюк, директор «Центра противодействия коррупции». Порошенко должен сделать все, чтобы этого не произошло, предоставив этим организациям политическую поддержку самого высокого уровня. В украинском обществе накапливаются злоба и беспокойство, немало антикоррупционных активистов считают, что «третий майдан» вполне возможен в случае, если украинский народ так и не увидит, что высокопоставленные чиновники за взятки несут наказание вплоть до тюремного заключения.
Наконец, Петр Порошенко должен убрать Яценюка с должности премьер-министра. Яценюку предоставили большой кредит доверия, чтобы он совершал болезненные, но крайне необходимые реформы в экономике в целом и энергетике в частности — задача, которую он гордо называл «политическим самоубийством —а он открещивается от ответственности за борьбу со взяточничеством, заявляя «я не несу ответственности ни за прокуратуру… ни за судебную систему». Сам Яценюк является фигурантом антикоррупционных расследований, а это не то, чем мог бы быть полезен президенту человек, занимающий второй по величине государственный пост.
Для полной ясности картины надо понимать: сказать, что в Украине вообще не ведется борьба с коррупцией, никак нельзя. Кроме создания Национального Антикоррупционного бюро и антикоррупционной прокуратуры, идет процесс по перемещению государственных тендеров на открытые площадки в интернет, только что прошла масштабная реформа в государственных службах.
Однако основной движущей силой этих позитивных изменений не являются ни чиновники, ни политики — напротив, многие из них оказывают сопротивление преобразованиям, причем изо всех сил — а ведущие организации, представляющие гражданское общество, такие, как Transparency International и «Центр противодействия коррупции». Эти реформаторы требуют радикальных перемен, и учитывая, что размеры воровства власть имущими в Украине составляют миллиарды долларов, делают они это на свой страх и риск.
Порошенко должен присоединиться к реформаторам, неуклонно занимающимся продвижением изменений, жизненно необходимых Украине. А если он этого не сделает, то должен уйти в отставку
Джош Коэн
Перевод: uainfo.org