Бюджет Украины 2016 – последний бюджет Украины - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бюджет Украины 2016 – последний бюджет Украины

Читать в
ДзенTelegram
Украина входит в 2016 год с возом проблем и телегой неопределенностей, анализирует новогодние перспективы страны Александр Дудчак в статье для издания «Украина.Ру»

Дефолт, о котором так долго говорили на Украине и за ее пределами, свершился. Об этом заявил премьер-министр Арсений Яценюк лично, 18 декабря 2015 года. При этом, не произнося вслух самого слова «дефолт», скромно назвав его — мораторием на выплату внешнего долга. Осталось выждать еще 10 дней, в течение которых Украина все же может провести платеж, но если здравый смыл в очередной раз не победит, то уже после 31 декабря Россия сможет подать иск в суд с требованием возврата долга.

Зависимость от внешних заимствований остается колоссальной, а количество возможных кредиторов сузилось — остались только МВФ и США с подконтрольными им финансовыми структурами. Ни кредиторов, ни серьезных инвесторов Украине впредь привлечь не удастся. Если не считать кредиторами и инвесторами участников разграбления Украины. По сути, США и МВФ для Украины — наднациональные мародеры, которые получили эксклюзивное опекунство над целой страной.

В таких условиях Украина пытается верстать бюджет. Но получается это лишь отчасти. Нарисовать цифры получилось, принять их отказывается Верховная Рада. Причина отказа в принятии бюджета не в том, что многие цифры стали результатом слишком значительных допущений, а из-за несогласия различных финансово-политических сил с отмеренной им на прокорм долей государственного пирога. Отсутствие бюджета грозит задержкой новых подачек от МВФ. Доходы государственного бюджета Украины на 2016 г. запланированы в размере 601,43 млрд. грн. (рост на 16% в сравнении с 2015г.), расходы — 674,08 млрд. грн.(также рост на 16%). Дефицит госбюджета запланирован на уровне 3,7% (4,1% в 2015г.). Эти цифры рассчитаны на основании правил нового налогового кодекса и законов, которые также пока не приняты.

Сложно объяснимая логика в обосновании роста экономики на 2%, прогнозируемой инфляции — 12% и курсе доллара — 24,1-24,4 грн. В условиях дефолта эти цифры выглядят не просто оптимистичными, а такими, что заставляют задуматься о квалификации верстальщиков бюджета. Да и предсказатель из украинского Кабмина никакой, как, впрочем, и из Международного валютного фонда.

МВФ изначально прогнозировал рост украинской экономики в 2015 году на уровне 2%, в итоге — падение примерно 12%, инфляция прогнозировалась в размере около 7,5% — в итоге 46%, рост заработной платы должен был составить 14%, но реальная зарплата упала примерно на 22% (при росте номинальной в 18,5%).

Основной источник поступлений в бюджет традиционно будет НДС. И рост поступлений от НДС запланирован на уровне 42 млрд. грн., т.е. на 24% больше от уровня 2015 года, при этом из них 32 млрд. должны поступить от НДС на импортные товары. Импорт в 2015 году сократился примерно на 37%. Будет ли его увеличение от вступления в силу в полной мере Зоны свободной торговли с ЕС с 1 января 2016 года? Для закупки импорта нужна валюта. Она может поступить в страну от экспорта, кредитов или финансовой помощи. Вряд ли Украина сможет увеличить экспорт, упавший более чем на треть в 2015 году, причем экспорт в ЕС уменьшился примерно на 27%. Да и увеличение импорта добьет оставшихся отечественных производителей. Сможет ли в таких условиях Украина удержать курс доллара в запланированных пределах? Маловероятно.

Увеличить поступления в бюджет планируется за счет сокращения числа предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения. Такие планы полностью соответствуют требованием МВФ. Планируется оставить часть тех, кто платит единый налог по упрощенной схеме в так называемой «первой группе» из трех возможных («первая группа» предполагает ограничение объема дохода в течение года до 300 тыс. грн., а работать можно только самостоятельно без наемных работников). Сокращение поступлений от «упрощенцев» предполагается на 2 млрд. грн. В Кабмине считают, что количество предпринимателей не сократится, они просто перейдут в категорию плательщиков налогов на общих основаниях. Количество потерь при «переходе» никак не учитывали, но авторы нового налогового кодекса верят в увеличение поступлений на 13 млрд. грн. вследствие таких перемен.

Увеличение поступлений в бюджет планируется в надежде на снижение доли зарплат «в конвертах», и перевод их в «белые» выплаты, за счет снижения единого социального взноса с 41% до 20%. Как поведут себя работодатели предсказать непросто. Но правительство Украины уверено, что такая мера позволит увеличить сборы налогов с зарплат на 12 млрд. грн.

Будет снижен налог на доходы малоимущих, но увеличен налог для остальных — с 15% до 18% от заработанного. Но не считаются малоимущими гражданам те, у кого доход более 4134 грн., то есть 171,5 доллара(!) по запланированному на 2016 год оптимистичному курсу…

Снижение ставки единого социального взноса сократит поступления в Пенсионный фонд, и это планируется компенсировать за счет госбюджета, который, по убеждению Кабмина будет щедро наполняться «отбеливанием» зарплат.

Запланировано увеличение зарплат и пенсий на 12,5%. При инфляции 46% в 2015 году — компенсация, практически не заметная, она лишь на уровне обещанной инфляции в будущем 2016 году смотрится удовлетворительно. В то же время будет отменен специальный статус для выхода на пенсию по выслуге лет для педагогов, медиков, авиаторов, железнодорожников и пр., а пенсионные выплаты работающим пенсионерам ограничиваются до 85%. Работающие госслужащие и ученые должны сделать выбор — получать пенсию и не работать или работать, но не получать пенсию.

Кабмин планирует значительно сократить расходы на отечественную медицину. Система здравоохранения в 2016 году, в соответствии с проектом нового бюджета, получит на 5% меньше в относительных величинах и на 2,5 млрд. грн. в абсолютных, т.е. 54 млрд. грн. Причем 4 млрд. грн. из них — на закупку лекарств через международные организации(!) — делают вид, что своим не доверяют. Как заявляет замминистра здравоохранения Украины Игорь Перегинец: «каждый гражданин не почувствует снижения качества предоставленной медицинской помощи». Для того чтобы «почувствовать разницу», эту помощь нужно еще и получить. В планах Минздрава сокращение количества койко-мест в больницах (с 80 до 60 на 10 тысяч населения), продолжение снижения объема бесплатных услуг и превращение врачей в больницах в сборище ЧП-шников, по примеру продавцов в торговых центрах.

Под сокращение планируют отдать и расходы на образование — на 14,4% — с 90 млрд. грн. до 77,1 мдрд грн. Примерно половина от этого сокращения приходится на финансирование профессионально-технического образования и подготовку кадров вузами I-II уровней аккредитации. И теперь их финансирование должно осуществляться из местных бюджетов, а для этого также необходимо принять соответствующий новый закон. В то же время, передача этих учебных заведений на баланс местных общин не планируется. Одновременно с этим запланировали и отмену льготных условий при поступлении в ВУЗы для детей-сирот и детей из многодетных семей. Бесплатное питание в школах и детских садах будет значительно ограничено (в 2015 году родители оплачивали 60% питания в детсадах, в 2014 — 50%), так как в 2016 году оно будет зависеть от наличия средств в местных бюджетах. Образование становится привилегией состоятельных господ.

Обещанные субсидии населению по коммуналке оказались очередной фикцией. Льгот лишили примерно 3 млн. украинцев. Причина — ежемесячные доходы, превышающие 1710 грн. — при таких доходах субсидии уже не полагаются. Ситуация с теми, кто получил субсидии также не однозначная. Считаются ли получившими дотацию те, кому в почтовом конверте пришло извещение о предоставлении такой льготы, но в графе «сумма дотации» стоит цифра «0»? Такие случаи далеко не единичные. Очевидно, это результат реализаций предложений Минфина, озвученных Н.Яресько, об «усилении эффективности и адресности расходов бюджета, что будет способствовать справедливости и прозрачности в системе социальных выплат». Минфин предложил провести верификацию получателей государственной поддержки для выявления «мертвых душ» и несоответствия критериям получения такой помощи. «Верификация» вылилась в сокращение числа граждан достойных субсидий на 3 млн. человек.

Один из активных участников переворота 2014 года Олег Ляшко с трибуны Верховной Рады заявил, что человеку с пенсией в 1500 грн. невозможно платить за квартиру (удивительное заявление от одного из авторов нынешнего положения Украины), и сообщил такие цифры — коммунальные платежи за среднюю однокомнатную квартиру в Киеве составляют 1549 грн. За двухкомнатную квартиру площадью 56 кв.м. — 1200 грн. коммунальных платежей, дополнительно за водоснабжение — 126 грн., за отопление 1089 грн.

Вероятно, с поступлением налогов с территории Донбасса, не подконтрольной Киеву, возникнут проблемы в связи с настоятельными просьбами руководства Республик к владельцам предприятий платить налоги в местные бюджеты, а не Киеву. Только за 9 месяцев 2015 года, предприятия, находящиеся на территории ДНР, заплатили 3,5 млрд. грн. в бюджет Украины.

Киевская администрация немало сэкономила на пенсиях и социальных выплатах населению ЛНР-ДНР после распоряжения П.Порошенко использовать средства, предназначенные для населения Республик, на нужды тех, кто остался на подконтрольных Киеву территориях. Впрочем, это не привело к увеличению выплат жителям Добасса, а только к экономии государственных средст. В связи с этим не должна вводить в заблуждение статистика от Пенсионного фонда Украины о среднем размере пенсионной выплаты (грн.) по состоянию на 01.10.15. Минимальный: Тернопольская обл. — 1412,07; Закарпатская обл. — 1452,34; Черновицкая обл. — 1456,13; максимальный: г.Киев — 2284,42; Донецкая обл. — 1960,27; Луганская обл. — 1949,91. Невероятная щедрость за чужой счет.

Настораживают другие цифры. В начале декабря президент Украины Петр Порошенко своим указом ввел в действие решение СНБО от 11 ноября 2015 года об оборонном бюджете на 2016 год. Согласно ему, расходы на безопасность и оборону составят 5% от ВВП, но не менее 100 млрд грн (более $ 4,5 млрд), а на саму оборону — 3%. Ранее секретарь СНБО Александр Турчинов сообщил, что общий и специальный фонд оборонного бюджета Украины на 2016 год составит около 113 млрд. грн. Из этой суммы 100 млрд. будут получены из общего фонда бюджета, а остальная часть средств — из спецфонда и госгарантий.

Цифры, заложенные в бюджет говорят о том, что вероятность возобновления полномасштабной войны крайне высока… И нагнетание обстановки на Донбассе это подтверждает. Украина стягивает тяжелые вооружения к линии разграничения, ВСУ захватывают населенные пункты в «серой зоне», ОБСЕ не находит технику украинской армии в тех местах, где она должна находиться… А значит — война все спишет. И Яценюк после бегства из Украины сможет читать лекции в западных университетах о том, что все его замечательные идеи не были реализованы исключительно из-за внешней агрессии. Война, возобновленная на Донбассе нынешней украинской властью, может стать причиной окончательного развала страны на части. И, возможно, бюджет 2017 уже будут верстать отдельные регионы самостоятельно или в составе других государств.

Александр Дудчак

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала