Собор в своем обращении к пастве и миру отметил: «Поелику святой апостол Андрей есть первый архиепископ Константинопольский, патриарх вселенский и апостол Русский, и на Киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели и уста благословили… то справедливым и богоугодным будет делом восстановить торжественно и нарочито праздник его. Воистину Россия ничем не меньше других восточных народов, ибо и в ней проповедал апостол».
Россия «не меньше», а сейчас мы видим, как и предрекали старцы, что во многом даже и «больше». И дело не только в географическом охвате, который сильно изменился за сотни лет, но, прежде всего, в духовной роли Русского Мiра.
Первозванный апостол, коего мы почитаем 13 декабря по новому стилю, действительно стоит во главе угла Русской Церкви. Имя святого апостола Андрея связывает Церковь Константинопольскую с Русской Церковью.
Это он пошел нести слово Спасителя в земли, на которых спустя века образовалась духовная цивилизация народов, именуемая Русью. Апостол Андрей почитается изначальным духовным учителем всей Руси, поскольку прошел землями Крыма, Причерноморья, пронес Благую Весть по Днепру, благословил то место, где потом вырос город Киев, прошел в нынешние Новгородские территории, затем по реке Волхов на Ладожское озеро (озеро Нево). Последним известным пунктом его пребывания на Руси считают остров Валаам.
Древний крымский Херсонес (Корсунь), остатки которого располагаются на территории Севастополя, — святая земля для всех восточных славян. История православия на Руси отсчитывается с момента крещения здесь в 988 г. киевского князя Владимира, положившего начало христианству во всей Киевской Руси. Сюда и пришел почти две тысячи лет назад с проповедью святой апостол Андрей Первозванный. Здесь он проповедовал многократно, предание указывает на углубление на камне, образовавшееся от стопы апостола, вода, которая в нем собиралась, исцеляла больных. До наших времен сохранились развалины древних храмов, чьи основания восходят к I в., а среди них — следы древнейшего храма Святого Андрея с высеченным на скале престолом его имени.
О миссионерской деятельности св. апостола Андрея в районах, прилегающих к Черному морю, сохранилось немало свидетельств древних авторов, а также устных преданий абхазов и осетин, повествующих о проповеди св. апостола Андрея в кавказских землях, откуда апостол затем пришел на Крымский полуостров, в Боспор.
Преподобный Нестор Летописец писал в «Повести временных лет» в ХII в: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и… проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к словенам, где нынче стоит Новгород».
Андрей (от греческого «андрейос» — «мужественный») — родом из Вифсаиды, небольшого Галилейского города, лежащего на берегу Генисаретского озера, сын Ионы, брат апостола Петра, и подобно ему, рыбарь. Был учеником святого Иоанна Крестителя и потом первый пошел вслед Иисусу Христу, а затем привел к нему своего родного брата Симона (впоследствии ставшего святым апостолом Петром).
Еще точней будет сказать, что святой Иоанн Креститель сам направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, ко Христу, указав, что Он есть Агнец Божий. Согласно Евангелию, призвание Андрея и Петра состоялось близ Галилейского озера.
На страницах Евангелия Андрей ведет диалог с Иисусом о хлебах и рыбе перед чудом насыщения пяти тысяч людей и вместе с апостолом Филиппом приводит к Иисусу эллинов. Существует также апокриф о деяниях Андрея.
Для нас сегодня интересно внимательней посмотреть на крымский путь апостола. Известный православный писатель-просветитель А. Н. Муравьев в труде «Жития Святых Российской Церкви» (1860) сообщает слова предания, что апостол Андрей достиг берегов Тавриды, сначала города Боспора (ныне Керчь), потом отправился в Кафу (ныне Феодосия). Далее предание определяет путь апостола по Тавриде так: чрез Карасу-базар на Топлау или Отузы, чрез Сугдею (ныне Судак), горами на Копихор, к горе Демерджи, где на промежутке, недалеко от Кучук-Узеня, апостол останавливался для проповеди слова Божия. Полагают, что тамошний водопад Ай-Андре назван в память апостола. Вблизи водопада существуют развалины храма, кладку камня в котором определяют как древнюю.
Далее апостол шел через Алушту, горою Прокла на Буюк-Лампад, Артек, Гурзуф, Ай-Даниль, Массандру, в Ялту, через Ливадию, хребтом Яйлы, по горе Ай-Петри, Байдарскою долиной — в Тепе-Кермен, Мангуп, через Чоргун в Инкерман.
Во время проповеди апостола, вероятно, по пути его и окрестностям много было уверовавших во Христа, через 30 лет св. Климент в одном Инкермане насчитал 2000 христиан. Из Инкермана ап. Андрей берегом бухты прошествовал в Херсонес, где один из мысов сохранил имя св. Андрея, возможно, это то самое место, откуда провожали апостола для дальнейшей проповеди скифам.
Из Тавриды апостол отправился к месту, где теперь Киев, на одной из гор киевских водрузил крест и предсказал о православии, которое со временем будет сиять здесь. Через 12 веков потом, в память славного пророчества, на том месте сооружена церковь во имя Воздвижения Честного Креста, замененная барочной Андреевской церковью, воздвигнутой в 1749-1754 гг. дочерью Петра Великого в честь Первозванного апостола.
Архитектором храма, стоящего на склоне холма, на Андреевском спуске, стал знаменитый Б. Растрелли, а зодчим-исполнителем москвич И. Ф. Мичурин. Закладка церкви была приурочена к приезду в древнюю столицу Киевской Руси императрицы Елизаветы Петровны — на том самом легендарном андреевском месте.
Летом 2005 г. ковчежец с частицей св. мощей апостола Андрея, хранящийся на горе Афон, побывал и на Украине.
На острове Валаам Ладожского озера в Воскресенском (Красном) скиту Спасо-Преображенского монастыря также почитается место, где святой апостол, по преданию, установил крест. Там в 1901-1906 гг. возведен Воскресенский храм.
Севернее св. апостол не побывал, однако имя его, как и само православие, было пронесено и в более дальние пределы. Например, на Заяцком острове Соловецкого архипелага известна деревянная Церковь Андрея Первозванного, построенная, как говорят, лично императором Петром.
Посетил св. апостол и край прибалтийский, откуда переехал обратно в Грецию и поселился в Патрах Ахайских, где подвергся гонениям за веру. Согласно посланию, составленному священниками Ахайи (где апостола считали потом покровителем города) в IV в., Андрей был распят 30 (по ст. ст.) ноября 60 г. на косом кресте. Этот крест теперь неизменно соотносится с апостолом Андреем, мы видим его на Андреевском флаге российского флота.
С петровских времен стягом флота России стал Андреевский флаг (на белом фоне голубой косой крест). До октября 1917 г. Андреевский крест был изображен на кормовых флагах военных кораблей Российского флота. В 1994 г. боевые корабли России возобновили традицию, подняв Андреевские флаги.
Не все исследователи считают, что год кончины св. апостола определен точно. Называются также как возможные даты 64, 73, 80, 95 года по Р.Х.
На снимке, сделанном в кафедральном соборе Андрея Первозванного в греческом городе Патры (между прочим, побратим Харькова), мы видим престол и серебряный ковчег, в котором покоится честная глава апостола, слева за престолом находится большой косой крест-реликварий, в него вкраплены части креста, на котором был распят св. ап. Андрей.
При императоре Константине Великом мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея. В 1208 г. мощи святого были перенесены из Константинополя в Амальфи под Неаполем, а глава апостола в 1462 г. была доставлена в Рим, и лишь через полтыщи лет, в 1964 г., торжественно перенесена в Патры.
Станислав Минаков