Вчера в прифронтовой Красногоровке произошло своего рода эпохальное событие в развитии методов ведения войны украинскими войсками на Донбассе. Нет, речь идет не о новых танках, американском оружии или каких-нибудь необычных беспилотниках. А о том, что, по сути дела, впервые была организована массовая операция по «зачистке» немаленького населенного пункта, где проживает 15 тысяч человек.
Тут нужно пояснение. Все, наверное, слышали о «зачистках» после взятия у противника того или иного села или города — с целью окружения разрозненных вооруженных групп врага и добивания остатков сопротивления. Но Красногоровка перешла под контроль ВСУ больше года назад и поэтому речь здесь идет о полицейской, а не военной операции. СБУ, Нацгвардия и полиция провели впечатляющий по масштабу рейд, в котором приняло участие 600 человек и 60 единиц техники, включая дроны, и было проверено каждое (каждое — крупными буквами) помещение: жилое, промышленное или заброшенное. В итоге было арестовано 85 человек, и целых двое из них оказались вооружены (хотя есть сильное подозрение, что продемонстрированное на камеру изымание гранат и пистолетов — показуха). В чем вина остальных 83 и что с ними теперь будет — неизвестно.
Известно только, что в последнем докладе ООН по нарушению прав человека в Украине отмечалось: «сотрудники Службы безопасности Украины пользуются высокой степенью безнаказанности редкими случаями расследований заявлений относительно них». Так что судьба задержанных, в чем бы ни была из вина, незавидна. Никакого правового обоснования, конечно же, для вторжения военных в дома людей не была, равно как и на обыски. Голая «военная необходимость». Жаловаться потом на выбитые двери и сломанные ребра за недостаточно активное содействие тоже, соответственно, некому, да и не на кого — вряд ли силовики представлялись.
Почему ранее украинские военные пренебрегали подобными «гребеночными» операциями, которые являются основой любой противопартизанской войны? Черт его знает, откровенно говоря. Возможно, просто «не доходили руки», все-таки это требует изрядного количества силовиков. Но возможно и другое объяснение.
«По решению Военного совета Северо-Западного фронта впервые было проведено отселение местных жителей из 10-километровой полосы, примыкающей к передовой линии фронта» — эти слова из книги Николая Старикова «Войска НКВД на фронте и в тылу» открывают нам еще одну причину нежелательности нахождения посторонних лиц на линии фронта. Шпионаж. Именно из-за требований секретности, а не из банального гуманизма, «гражданских» максимально изолировали от передовой: «Гражданскому населению запрещалось также посещение пунктов и мест, имеющих важное военное значение: мест разгрузки воинских эшелонов, отгрузки или выгрузки боеприпасов, военных технических средств, складирования военного имущества». Немецкая разведка не дремала и насыщала своими агентами из местных жителей всю прифронтовую территорию. На противодействие этому и были направлены все вышеперечисленные меры.
Теперь вернемся в Донбасс. Никакого «абвера» там не требуется — большая часть местных жителей и так на стороне ДНР, и обо всех движениях украинских военных в режиме «онлайн» сообщается своим землякам в Донецке. Соответственно, всех их ну никак невозможно изолировать от этих самых «мест разгрузки военных эшелонов» etc. Не отселять же 15-тысячный город! Куда и как его отселять?
Но есть ситуация, в которой деятельность агентов противника становится не просто вредной, а критической. И это, как вы уже могли догадаться, во время подготовки к наступлению. В этом случае нужно, если не полностью исключить, то хотя бы минимизировать «слив» информации. Поэтому те 85 задержанных были, почти наверняка, задержаны по подозрению в симпатиях к «сепаратистам» и, соответственно, «шпионаже», а те двое с пистолетами — так, для телевизионной картинки. И объяснение — прости, Господи, «на отвяжись»: «Одновременно с адресной проверкой была отработана оперативная информация по теракту, и произведено задержание двух террористов, которые, возможно, имеют прямое отношение к подготовке взрыва в школе. У террористов изъяты гранаты, оружие и поддельная валюта. Взрывчатка, с помощью которой планировался теракт, была обезврежена». «Шел-шел — и часики нашел».
Такие мероприятия имеет смысл проводить только и исключительно накануне наступления, о котором не должен узнать противник. Проблема только в том, что таким образом отлично демаскируется и направление главного удара. Где вот так всех «гребут» — там и наступать будут. Кстати, это логично. Через аэропорт и Пески не пробьешься, там разрушены мосты, куча мин, прочные позиции ВСН. А через юго-западные окраины — шанс выше. Или, что не также не исключается, будет двойной удар со стороны Куйбышевского и Петровского районов.
Кроме того, сама по себе операция «зачистки» может быть превосходным прикрытием для концентрации войск и техник перед попыткой прорыва фронта. Вот, зашло 60 единиц техники — и можно только гадать, для чего? Стоять на перекрестках или идти в атаку?
Напоследок, еще одно замечание. Обоснованы ли новые карательные мероприятия наступлением или иными резонами, одно несомненно — они снизят число любителей Украины в прифронтовой зоне до нуля. Или даже до отрицательных значений.
Григорий Игнатов