Пусть о ней и не упоминали в официальных выступлениях, Сирия все же дала о себе знать на двусторонних встречах, которые проходили 30 ноября в течение дня «на полях» конференции по климату. После дипломатического марафона на прошлой неделе, ключевыми моментами которого стали поездки в Москву и Вашингтон, Франсуа Олланд воспользовался присутствием в Париже большинства главных участников кризиса, чтобы продолжить усилия по формированию международной коалиции против ДАИШ.
Его цель — сократить дипломатические разногласия, с которыми столкнулась французская дипломатия после терактов в Париже, сблизить позиции разных сторон, чтобы подготовить почву для намеченных на середину декабря переговоров в Вене, где, как ожидается, должны будут представить политическое решение сирийского кризиса. Тем не менее, встречи в кулуарах не позволили сгладить расхождения держав по вопросу Сирии, будущему ее президента и борьбе с ДАИШ.
Напряженность между Москвой и Анкарой после уничтожения российского бомбардировщика турецкой авиацией на сирийской границе 24 октября тоже никуда не делась. Владимир Путин отказался от личной встречи с Реджепом Тайипом Эрдоганом, несмотря на настоятельное предложение президента Турции. По словам российского лидера, самолет сбили, чтобы защитить шедшие с подконтрольной ДАИШ территории поставки нефти.
Что касается его турецкого коллеги, он категорически отказался извиняться перед Россией. Барак Обама также выразил сожаление по поводу сбитого истребителя и призвал к снятию напряженности. Как бы то ни было, сложно представить себе, что двум странам удастся сблизить свои диаметрально противоположные точки зрения по Сирии, тем более, что ни Москва, ни Анкара не сделали борьбу с ДАИШ своей приоритетной задачей. Турция сосредоточила удары на курдских повстанцах и требует ухода Башара Асада, тогда как Россия бомбит, главным образом, так называемую «умеренную» сирийскую оппозицию и стремится укрепить положение Дамаска.
Разногласия между Россией и ее западными союзниками обсуждались и на полях конференции. В ходе получасовой встречи за закрытыми дверями с Владимиром Путиным Барак Обама подчеркнул, что Башар Асад должен будет уйти по итогам политического переходного процесса. Кроме того, как сообщают в Белом доме, президент США отметил, что Москве следует «сосредоточить усилия на борьбе с ДАИШ, а не умеренной оппозицией».
Франция напомнила о том же России, которая нанесла удары в зонах сирийских туркменов, хотя Владимир Путин пообещал на прошедшей 26 октября в Москве встрече с Франсуа Олландом пощадить «здравую» оппозицию. «По поводу стоящих задач не может быть никаких двусмысленностей», — подчеркнула французская дипломатия.
Еще один проблемный момент — это противостояние Ирана, еще одного покровителя сирийского режима, с арабскими странами Персидского залива, которые добиваются ухода Асада. 30 ноября Тегеран заявил, что против собрания представителей сирийских оппозиционных движений, которое намеревается провести в середине декабря Саудовская Аравия, его главный суннитский соперник.
Две недели назад дипломаты из 17 стран, в том числе и Ирана, договорились в Вене о принципе политического переходного процесса, итогом которого должны стать всеобщие выборы через 18 месяцев. В рамках рабочих групп было также намечено составление списков движений сирийской оппозиции, которые могли бы стать частью национального диалога.
Что касается Европы, как и Лоран Фабиус 27 октября, Германия заявила, что поддерживает участие войск Башара Асада в борьбе против ДАИШ. Тем не менее, «будущего с Асадом» быть не может, подчеркнула министр обороны Урсула фон дер Ляйен. Иначе говоря, на конференции в Париже участникам процесса урегулирования сирийского кризиса не удалось заметно продвинуться к единству. Как и к достижению мира в стране.
Isabelle Lasserre
Перевод «Украина.Ру»