Ему было стыдно за свою страну, когда американские войска вторгались в Ливию, Ирак, Афганистан. После государственного переворота в Киеве, поддержанного США, «Одесской Хатыни» и начала войны в Донбассе он уже не смог оставаться в стороне: променял размеренную жизнь в Штатах на военную службу в непризнанном государстве. Сегодня Рассел Бентли уже начинает говорить по-русски и не собирается покидать ДНР даже после окончания войны.
«СП»: — Рассел, ты называешь себя коммунистом. Как так произошло, что ты стал коммунистом в такой стране, как США?
— Когда я был маленьким, во Вьетнаме шла война. Она пробудила во мне интерес к истории и политике. Я начал читать разные книги. И когда я читал Че Гевару и Хо Ши Мина, их слова находили отклик в моем сердце.
«СП»: — В США было сильное коммунистическое движение…
— Оно было в 1920-30-х годах, пока его не задавили. Конечно, США и Россия были союзниками в войне. Но вскоре после окончания войны началась «охота на ведьм» под руководством сенатора Маккарти. Людей начали сажать в тюрьму за их убеждения.
«СП»: — Как ты оцениваешь коммунистическое движение в США сейчас? Есть ли у него перспективы?
— Не думаю. В США, по-моему, есть шесть коммунистических партий. Но большую часть времени они грызутся между собой, а не борются с капитализмом. Одна партия, которую я больше всего уважал, называлась «Революционная Коммунистическая Партия США». Их лидером был Боб Авакиан. Хороший парень, отличный оратор и писатель, уважаемый и мудрый человек. Но остальные партии все время критиковали «РКП», нападали на Боба. Вместо того чтобы нападать на настоящего врага.
«СП»: — Ты говорил, что твои друзья поддержали тебя, когда ты решил отправиться на Донбасс?
— Да, мои настоящие друзья. Далеко не все из них коммунисты. Но они понимают, что США развязывает войны по всему миру. И понимают, что последние лет 30 жить в США становится все тяжелее. Они уважают не только мою решимость, но и идеи, которые кроются за ней. Хотя таких людей не так уж много. Мои родные говорят: «Мы уважаем, что он отстаивает свои убеждения. Но его убеждения просто безумные».
Люди в Штатах обманывают сами себя: предпочитают верить в удобную ложь, чем увидеть тяжелую правду. Они сидят дома, смотрят телевизор, притворяются, что все хорошо. Но на самом деле они все понимают, когда смотрят в зеркало. И в этом — корень большинства проблем.
Только американский народ может спасти свою страну, изменить курс правительства. Думаю, 98% из них не имеют для этого либо мужества, либо ума.
«СП»: — Поддерживаешь контакты со своими друзьями и родными?
— Да. Общаемся по «скайпу», электронной почте, в социальных сетях. К счастью, никто из моих знакомых еще не был арестован.
«СП»: — Думаешь, это может произойти?
— Конечно! Американское правительство — это фашисты. Я уверен, они знают, кто я такой и чем я здесь занимаюсь.
«СП»: — На Украине люди думают, что жизнь в США прекрасная и беззаботная. Это не так?
— Абсолютно не так. Люди в США имеют больше, но они проводят целую жизнь, пытаясь сохранить и приумножить свое имущество. Ты не можешь остановиться, ты должен все время идти вперед!
Но если ты не заплатишь за аренду в первый день месяца — твои вещи выкинут на улицу. «Ты не заплатил всё до последней копейки? Твои проблемы, выметайся отсюда». Я это имею в виду.
Я снимаю квартиру в Донецке и плачу чуть менее ста долларов в месяц. Это с учетом платы за газ, воду, Интернет и все остальное. В США квартира в центре города размеров Донецка будет стоить в 12-16 раз дороже, и плюс дополнительная плата за коммунальные услуги.
Да, в США почти у всех есть машины. Но если ты выезжаешь из дома с 7:00 до 10:00 или с 16:00 до 19:00, то ты можешь за два часа проехать 20 километров! Дорог не хватает, все они забиты машинами.
Жизнь в Америке крутится вокруг денег. Тот, кто больше всех зарабатывает, считается лучшим. Но я считаю (и люди в ДНР тоже так считают), что лучшие из людей не те, кто больше всех зарабатывают, а те, кто больше всех отдают.
Это в стиле американцев — ходить на работу, которую они не любят, чтобы платить за вещи, которые им не нужны. Например, за телевидение. Пакет кабельного телевидения в США включает в себя 150 каналов, и ни один из них никуда не годится! Там никогда не показывают ничего хорошо. Но люди платят и смотрят.
Копы убивают людей почти каждый день. Все знают о расовых предрассудках среди полицейских в США, но они убивают белых людей чаще, чем черных. Они могут убить вообще кого угодно, и ничего им за это не будет. Вот что значит фашизм. Фашизм — это философия хозяев и рабов. Если ты служишь этой системе, то можешь делать все, что хочешь.
Полицейские в моем родном городе получает 100 000 долларов в год. Почему так много? Потому что они работают не на благо обычных людей, а на благо олигархов. И они «крышуют» проституцию, наркоманию, беззаконие. 90% наркотрафика идет из Афганистана. Кто контролирует Афганистан? США.
Времена меняются. В 1960-е жизнь была весьма хороша. С тех пор она становится только хуже. Еще в начале 2000-ых я работал лесорубом, проводил на работе 35 часов в неделю и каждую неделю приносил домой 1000 долларов. Неплохие деньги. Сейчас, 15 лет спустя, лесорубы работают 45 часов в неделю и получают за это около 700 долларов. И чем больше безработных людей, тем чаще боссы говорят своим подчиненным: «Этот парень готов работать усерднее тебя за те же деньги, я возьму его». Так и происходит. Это эксплуатация, о которой писал Карл Маркс.
400 самых богатых американцев имеют больше, чем беднейшая половина страны. Как это может быть правильным? Не существует хороших миллиардеров. Каждый миллиардер — вор.
В США есть огромнейшие церкви, соизмеримые с футбольными стадионами. Это церкви для богатых людей. Священники говорят им: «Ты живешь правильно, и ты богат, потому что Бог вознаграждает тебя. А бедные люди живут неправильно, и поэтому Бог их наказывает». Богачам нравится это слышать, и они жертвуют церкви 10 000 долларов в неделю. Для них это копейки.
Люди не должны быть настолько богаты. В этом заключается суть коммунизма. Это не значит, что ученый должен получать столько же, сколько дворник. Но должен существовать порог бедности и порог богатства.
«СП»: — Американское правительство пытается показать, что оно переживают за Украину. А что на счет обычных граждан США? Они знают хотя бы, где Украина находится?
— Нет, больше половины американцев точно не смогут найти Украину на карте. И американское правительство совершенно не переживает за Украину. Они её просто используют. Они говорят, что освободили Ирак. Посмотрите, что сейчас с Ираком. Освободили Ливию? В Ливии был самый высокий уровень жизни среди африканских стран, а теперь там творится какое-то безумие. И ты ничего не можешь с этим сделать, если у тебя нет оружия или денег. Такая же ситуация на Украине. Ни один серьезный человек не скажет, что Западная Украина жила хуже два года назад. И будет становиться только хуже, пока украинцы не скажут: «Нам нужен новый „майдан", но на этот раз для народа, а не для Виктории Нуланд, Джефри Пайетта или Барака Обамы».
«СП»: — Расскажи о людях, которых ты встретил здесь, о своих боевых товарищах.
— Я воюю вместе с отрядом «Суть времени». Это одни из лучших людей, которых я встречал в своей жизни. Прежде всего, они превосходные солдаты. Об этом знают как в армии Новороссии, так и в украинской армии. Например, 17 января неподалеку от аэропорта нас атаковали 140 украинских солдат, три танка, семь БМП. Против них сражались менее 20 бойцов отряда «Суть времени». И мы отбили атаку. Трое наших ребят погибли, но мы не отступили. Вот какие это люди. Их приоритет — сделать мир лучше. Лучше для всех, не только для себя или своего народа. Они интернационалисты, коммунисты. Я горд быть частью этой команды.
«СП»: — На днях Генеральный штаб заявил, что за время войны украинская армия потеряла чуть более 2600 солдат. Эти цифры соответствуют действительности?
— Нет, ни в коем случае. Украинская армия потеряла как минимум в 10 раз больше. Как минимум! Сотни погибали за одну ночь. Как могут за все время погибнуть 2600 человек?
«СП»: — Ты веришь в мирное урегулирование конфликта в Донбассе?
— Я на него надеюсь. Если в Киеве хотят вести переговоры и предлагают что-то разумное — мы пойдем навстречу. Конечно, мы не хотим войны. Никто не ненавидит войну так сильно, как солдат, побывавший на войне. Но, на мой взгляд, нацистам доверять нельзя — это бешеные собаки. Я также уверен, что военные преступники в рядах украинской армии должны быть привлечены к уголовной ответственности. Можно сделать это мирным путем. Не захотите — мы применим силу. Большая часть украинских солдат, кстати, сами понимают, что они плохие парни, что они убивают соотечественников.
«СП»: — Что можешь сказать о моральном состоянии армии ДНР? Минские соглашения не поколебали боевой дух ополченцев?
— Я не думаю, что что-то способно поколебать боевой дух ополченцев. В армии Новороссии сегодня сражаются одни из лучших солдат в мире. Я говорю серьезно. Начиная с января месяца, украинская армия проигрывает нам по всем фронтам.
«СП»: — Расскажи о «путинских наемниках», которые якобы терроризируют народ Донбасса.
— Это так смешно, что огромное количество идиотов в Америке этому верят. Они думают, что Россия оккупировала Донбасс. Если бы Украина действительно воевала с Россией, война закончилась бы за два дня.
«СП»: — Иностранные добровольцы возвращаются домой?
— Некоторые возвращаются. Я знаю, что здесь какое-то время воевали 8 испанцев. Они вернулись домой и были арестованы. Уехал еще один мой друг из Белоруссии. Он все это время был осторожен, не показывал свое лицо перед камерами. С ним все в порядке.
«СП»: — Расскажи о своем боевом пути в Донбассе.
— В январе я был на разных позициях в районе аэропорта. Каждый день были очень тяжелые бои. Тысячи пуль летели с обеих сторон. Когда мы брали новый терминал, я разрушал диспетчерскую вышку и захватывал комплекс зданий вокруг неё. Мы добились большого успеха.
В феврале я был в месте под названием «Уши», тоже очень близко к аэропорту. Между нами и вражескими позициями было поле в 400 метров. За три часа у нас происходило минимум 20 артиллерийских и минометных дуэлей. Этого достаточно, чтобы причинять головную боль. Каждый день, отправляясь на передовую, я не знал, вернусь ли обратно.
После этого была «Кочегарка». Недалеко от нового терминала, но сравнительно спокойное место.
Тяжелые бои шли в Спартаке. ВСУ атаковали нас с трех сторон. Очень горячее место. Я был там в мае и, в основном, работал с РПГ. Это отличное оружие, и я неплохо с ним обходился. Знаю, что добавил врагам забот.
«СП»: — Были ли моменты, когда ты хотел все бросить, вернуться домой?
— Нет, никогда. Были моменты, когда я думал, что погибну в следующие несколько минут. Но чтобы сложить оружие — даже и в мыслях не было. Мне кажется, только одному из сотни или двух сотен солдат армии Новороссии такая идея может прийти в голову.
«СП»: — Как оцениваешь работу западных журналистов здесь?
— Здесь довольно много западных журналистов. Я и сам работаю с информационным сервисом «Суть времени»: мы снимаем видео, пишем статьи для нескольких западных сайтов. Я работал с австралийским телевидением, с парой английских газет. Западные журналисты полезны так же, как и солдаты. Грем Филипс, Патрик Ланкастер — оба отличные журналисты, верные друзья правды. Чем больше правды будет доходить до людей на Западе, тем меньше поддержки будет у западных правительств.
«СП»: — Что можешь сказать о руководстве республики?
— Я поддерживаю Захарченко и его команду. Мне кажется, они на правильном пути. Качество жизни в Донецке выше, чем качество жизни в моем родном городе. Это отличное место, я люблю его. Надеюсь, что Донецкая Народная Республика реализует весь свой потенциал. Она может стать примером для других стран, в том числе и для США. Ради этого я здесь.