По итогам второго тура выборов мэра Киева, состоявшегося в воскресенье, 15 ноября, городским головой украинской столицы переизбран Виталий Кличко. За него проголосовали 66,5% избирателей. Виталий Кличко — известный спортсмен, чемпион мира по боксу. Он жил в Германии, но вернулся на Украину, где занялся политической деятельностью.
В 2013 году Кличко стал одним из лидеров «Евромайдана», в 2014 году был избран мэром Киева. В этом году его партия «УДАР» объединилась с партией президента Украины Петра Порошенко «Солидарность». Перед вторым туром выборов журналистка DW Жанна Немцова встретилась с Виталием Кличко в Киеве и поговорила с ним, среди прочего, о его связях с Россией и достижениях на посту мэра.
- Когда вы в последний раз были в России?
— В последний раз я был в России в 2012 году на поединке моего брата. Он боролся против Александра Поветкина.
- А почему вы сейчас не ездите?
— Нет ни возможности, ни надобности. Хотя в России у меня остались родственники и друзья.
- Вы испытываете личную неприязнь к россиянам из-за политики Кремля в отношении Украины? Согласно опросам, большинство граждан России поддерживают Кремль…
— Я не чувствую настроения россиян, так как не имею возможности бывать в России. Я общаюсь со своими друзьями, которые живут в России, и смотрю российские телеканалы. Я могу высказать сожаление. Сожаление из-за того, что люди обмануты, они живут в условиях информационного вакуума. Российские СМИ переплюнули СССР в плане пропаганды.
- Я правильно понимаю, что, по вашему мнению, россияне обмануты? Дело в том, что в Москве есть доступ к альтернативным источникам информации, но, тем не менее, это не влияет на общественное мнение. Примерно одинаковая поддержка действий России по отношению к Украине и в Москве, и в регионах.
— Я к россиянам хорошо отношусь, но внешнюю политику руководства России не одобряю. Более того, крайне негативно отношусь к тем действиям, которые предпринимаются в отношении Украины и других стран. Это в моем представлении — «back to USSR». Я вырос в семье офицера и коммуниста, человека, который насаждал такие же взгляды в нашей семье. Я не был коммунистом, но был горд за свою страну, за коммунистическую партию, за ту идеологию. И полностью был убежден в ее правильности.
И каково было мое удивление, когда я в начале перестройки попал на Запад. На мои восторженные рассказы о Западе отец говорил, что там — специально сделанные города для туристов. Я вижу, что происходит в современной России, и это напоминают мне о временах холодной войны, когда необходим был внешний враг, когда было предвзятое отношении к Западу.
- Ваши друзья и родственники, которые живут в России, поддерживают Владимира Путина?
— Россияне очень осторожны в суждениях. И я это чувствую у очень многих. Был такой плакат, где изображена женщина с пальцем у рта и надпись — «Не болтай!» Вот этот плакат из советских времен начинает вновь приобретать смысл для каждого. Вольности в суждениях могут стоить дорого, особенно если они касаются сегодняшнего руководства России.
- Эти ваши родственники и друзья не боятся с вами общаться?
— Они не боятся, но многие знакомые сдерживают себя. Говорят — по телефону мы не хотим, может быть, при личной беседе сможем сказать все, что думаем. Но все равно не позволяют себе лишнего.
- Не кажется ли вам, что все-таки есть разница между украинцами и россиянами? В России всегда преклонялись перед государством, жаждали сильной власти. На Украине такого не было. Есть ли идеологический конфликт?
— В России очень эффективно работает пропагандистская машина. В нее инвестируются миллиарды долларов. Когда начинаешь говорить с людьми, то отношение меняется. Я нахожусь в руководстве страны, я никогда не являлся радикалом, я не могу априори не любить русских. Я наполовину русский. Моя мама — из Новосибирска, россиянка. Этот конфликт, как мыльный пузырь. Вопрос только времени, когда он лопнет.
- Вас не обижает, что в России иронизируют над вами? Как вы к этому относитесь?
— Я не обращаю на это внимания. Я слышал о том, что комбинируются какие-то выражения и так далее. Я к этому отношусь с некоей долей иронии. Сегодня цель пропагандистской машины в России — дискредитация. Есть желание показать нелепость всех тех людей, которые находятся в руководстве Украины.
- Вы уже больше года работаете на посту мэра Киева. Какое ваше главное достижение как главы города? И какое главное достижение как политика?
— Год назад я получил город в ужасном состоянии и знаю, что все реформы, все изменения в стране начинаются в столице, поэтому и взял этот сложный регион на себя, зная, что от него зависит дальнейшая судьба Украины. Могу сказать, что, несмотря на то, что ВВП страны упал на 10%, мы смогли увеличить поступления в бюджет города на 30%.
- Благодаря увеличению налогов?
— Нет. Мы разрушили коррупцию. Те деньги, которые оседали в карманах, сегодня поступают в бюджет. И это — лишь вершина айсберга. Мы не даем воровать. Коррупция боится света. Мы открыли бюджет города и документооборот. Все поступления и расходы сегодня прозрачны. Каждый из активистов, каждый из журналистов может их посмотреть. Прозрачность, отчетность, открытость являются ключевыми аргументами против коррупции.
- Главное достижение — борьба с коррупцией?
— Достижением пока борьбу с коррупцией рано называть. Мы в начале пути. Я люблю Киев. Я был во многих городах мира. Это — туристическая мекка, культурный центр, финансовый центр и индустриальный центр. Нам необходимо полностью реализовать тот потенциал, который есть в нашем городе.
- Есть те, кто критикует вас как одного из лидеров протестов. Говорят, что вы предали идеалы «евромайдана». Обоснованно ли такое мнение?
— Специально распространяется такая информация. Декларация «евромайдана» такова: «Мы, украинцы, — европейцы. Исторически, географически, культурно, ментально. Мы европейцы и должны реализовать все те принципы, которые существуют в европейских странах, и построить демократическую страну». Я ни в коем случае от своих принципов, которые всегда декларировал, не отхожу.
- Вы чувствуете разочарование украинцев? Чувствуете, что поддержка снижается?
— Действительно, были большие ожидания. На деле реформы буксуют, поэтому негатив существует. Даже если у тебя стальные мускулы и ты чемпион мира по боксу и два метра ростом, ты один ничего не можешь сделать. Это задача для всех людей, которые готовы подключиться к этому. Большое количество экспертов, которые ничего не делают, а пишут в блогах, анализируют ситуацию, критикуют власть.
- Это разве плохо?
— С одной стороны, это хорошо, когда они подсказывают. Но одними лишь подсказками тяжело что-то изменить.
- Это же и есть демократия…
— Я на себя взял ответственность, и я рассчитываю на тех людей, которые тоже активны. Не ждут изменений, а непосредственно участвуют в этих процессах.
- Я правильно понимаю, что мэр города — это предел ваших политических амбиций? Или они простираются куда-то дальше?
— Многие говорят: мы вас посадили в кресло мэра. Мне не нужно кресло мэра. У меня в жизни все хорошо. Я могу жить в любой стране и в любом городе. Будучи мэром Киева, не гонюсь за статусом и не ставлю себе задачу заработать денег. Я заработал в спорте. Но я хочу жить у себя на родине. Есть хорошая пословица: «Хочешь сделать хорошо — сделай сам». Поэтому я сегодня нахожусь здесь как мэр.
- Но можно же быть президентом и тоже менять страну. Возможно, это даже легче?
— Все изменения в Украине начинаются с Киева. Мы показываем пример, как это должно быть по всей стране.
- Вам не нужно зарабатывать деньги, потому что вы уже все заработали? Какова ваша зарплата?
— А я зарплату не получаю. За эти полтора года не получил ни копейки. Я работаю на общественных началах. Зарплата у меня может быть $300 в эквиваленте. Я пришел в украинскую политику не зарабатывать. Всю свою зарплату, будучи депутатом Верховной Рады, я перечислял в детский дом. Я работаю сейчас как волонтер. И делаю это искренне, от сердца.