Украина продолжает требовать от России реструктуризации долга. В случае, если Москва не пойдет навстречу, киевские власти грозятся вовсе приостановить выплаты по кредиту. О последствиях такого решения для двух государств АиФ.ru рассказал политический консультант Анатолий Вассерман.
- Арсений Яценюк заявил, что Украина приостановит выплаты России по долгу, если Москва не пойдет на реструктуризацию кредита. Как Вы считаете, подобный шантаж со стороны премьер-министра Украины увенчается успехом?
— Думаю, что действия человека, которого США объявили премьером, несомненно, увенчаются успехом. Но при этом я бы хотел напомнить, что, согласно действующим на Украине законам, никто из тех, кто сейчас в Киеве именует себя властью, не имеет ни малейших оснований для этого. Однако, если все же на минутку предположить, что действия этих людей имеют какое-либо юридическое значение, то могу заверить, Арсений Петрович Яценюк не будет платить деньги Российской Федерации.
Это понятно, просто потому что платить ему нечем. Усилиями и его самого, и его подельников, Украина лишена всяких источников дохода и возможности отвечать по своим долговым обязательствам. Сейчас Яценюк и ему подобные пытаются сделать вид, что они не платят, потому что не хотят, чтобы не оказаться вынужденными признать тот факт, что они не платят, потому что не могут. В обозримом будущем Россия, действительно, не получит денег от Киева.
- Каковы будут последствия подобного решения?
— Сейчас бюджет Украины еще держится на плаву благодаря тому, что страна непрерывно берет новые долги, чтобы ими погасить старые. Ей достаточно один раз отказаться от дальнейших платежей, и больше Киеву уже никто ничего не даст. Этот сценарий достаточно предсказуем, по такому пути проходило великое множество банкротов во всем мире, и я не вижу причин, по которым Украина могла бы стать исключением из общего правила.
- А для России это существенные потери?
— Конечно, мы потеряем некоторую сумму, но по нашим меркам она некритична. Мы не раз теряли при разных обстоятельствах значительно больше и более обидным образом. В любом случае мы переживем эту потерю, а вот что станет с Украиной, когда она не сможет влезать в новые долги — достаточно легко предсказать.
Помните замечательную оперетту советских времен «Свадьба в Малиновке», где в юмористической форме, но достаточно реалистично показаны процессы, проходившие в тех краях во время гражданской войны? Как только оказалось, что у пана-атамана нет золотого запаса, от него немедленно сбежали все. И первым убежал тот, кто несколько раз задавал атаману вопрос: «Гриша, что я в тебя такой влюбленный?»
Думаю, что от этих «атаманов» тоже побегут, и очень надеюсь, что никакие попытки силовым путем затормозить распад того, что еще недавно именовалось Украиной, не получиться не только у Киева, но и у Вашингтона. Я очень надеюсь, что Арсений Петрович Яценюк откажется возвращать задолженность Украины перед Россией еще до того, как это станет совершенно неизбежным ввиду пустоты казенной кассы. Как известно, ужасный конец лучше бесконечного ужаса.
- Есть ли у России шанс в судебном порядке получить свои деньги, или мы можем попрощаться с этой суммой?
— Думаю, что суд не поможет вернуть деньги, поскольку невозможно вернуть то, чего в принципе давно нет. Единственное, чем нам поможет суд, заключается в следующем: когда Яценюк попытается к нему обратиться, будет официально зафиксировано, что деньгами Украина уже не располагает. Таким образом этот факт станет официально признанным и юридически значимым.
Именно после обращения Яценюка в суд процесс банкротства Украины будет официально запущен и факт его будет официально признан. Думаю, что если бы Арсений Петрович это понимал, он бы костьми лег, но постарался придумать какие-нибудь предлоги, чтобы не обращаться в суд. Но, как известно, кого Бог хочет погубить, того он прежде всего лишает разума.
Наталья Кожина