На днях нэньке объяснили, почему новый российский трубопровод по дну Балтийского моря будет реализован, несмотря на ее сопротивление. «Когда мы говорим, что это не экономический, а чисто политический проект, направленный против Украины, мы забываем, что в нем принимают участие и европейские компании. «Газпром» имеет в нем лишь 51 процент», — сказал Европейской правде источник в Еврокомиссии, участвующий в переговорах с «Газпромом».
Другими словами, доказывая, что Москва усмиряет Киев при помощи газовой дубинки, придется учесть, что сообщниками в этом деле выступают также Лондон (Shell), Амстердам (Shell), Берлин (E.ON, BASF/Wintershall), Париж (ENGIE) и Вена (OMV).
Кроме того, собеседник интернет-газеты намекнул, что у нэньки в ЕС пока мало сочувствующих среди серьезных стран. Виной тому — фактическое банкротство «Нафтогаза». А банкрот-транзитер весьма ненадежен, поэтому Россию в Европе хорошо понимают.
Имеет поддержку «Северный поток — 2» и в ассоциации Eurogas, которая объединяет 44 газовые компании Европы. «Как ни странно это может звучать, прямые поставки газа из России в Германию по дну Балтийского моря не противоречат единой энергетической политике ЕС, а поддерживают ее. Газ, который приходит в Европу не через Украину, Белоруссию или другие страны, попадает в Германию — государство с высокой компетенцией, свободным рынком. Газ может поставляться по конкурентным ценам, в том числе и в Восточную Европу», — заявил на днях президент Eurogas Гертьян Ланкхорст.
Тем временем Восточная Европа, увлекшись борьбой с «Газпромом», попала настоящую кабалу к производителям сжиженного газа.
Литва, год назад пригнавшая в Клайпеду передвижной терминал СПГ, с удивлением обнаружила, что газ из Норвегии в полтора раза дороже российского. И даже попыталась подкорректировать свои контрактные обязательства. Еще больше удивились поляки, которые тоже обзавелись терминалом СПГ, — оказывается, цена на газ из Катара вдвое выше, чем предлагает ненавистный «Газпром». У обеих стран контракты на двадцать лет, в которых прописан принцип take-or-pay — «бери или плати».
На днях подписан контракт о строительстве между Польшей и Литвой газопровода. Еврокомиссия объявила его приоритетным и выделила 300 млн евро. Надо полагать, через несколько лет Польша и Литва получат возможность продавать друг другу излишки дорогостоящего газа. Что они пытаются доказать миру, для меня загадка.
Зато теперь у «Газпрома» появился неплохой аргумент в судебных тяжбах о несправедливой цене. Могут ведь платить! И даже куда дороже, чем России.
К Украине это тоже относится, кстати. Если нэнька готова покупать реверсный газ дороже, то и спор о слишком высокой цене «Газпрома» теряет всякий смысл.
Реализация «Северного потока — 2» тем временем обретает осязаемые черты. О своем желании принять участие в финансировании проекта и в размещении следующего выпуска евробондов «Газпрома» объявила итальянская группа Intesa Sanpaolo. Они уже имеют опыт работы с ценными бумагами российской монополии. «Последнее размещение на 1 миллиард евро пролетело мгновенно, как молния, спрос в два раза превышал количество евробондов», — рассказал РИА Новости председатель совета директоров «Банка Интеза» Антонио Фаллико.
Президент Eurogas считает, что нельзя превращать газовый бизнес в политику. Оценивая новые проекты транспортировки российского газа в Европу, нужно думать, прежде всего, о том, что это крупные вложения в инфраструктуру Старого Света, а не об укреплении могущества России на рынке «голубого топлива». Гертьян Ланкхорст не согласен с теми, кто считает «Газпром» монополистом, поскольку от его поставок целиком зависят лишь немногие государства в Европе.
Вряд ли на Украине или в Прибалтике прислушаются к мнению профессионалов, привыкших считать деньги, а не получать политические дивиденды от громких заявлений. Борьба с «Газпромом» — это так увлекательно. И так далеко от экономики.
После 2019 года, когда закончатся торжества по случаю похорон великих транзитных держав, им придется выбирать, покупать газ в Германии или в России. В Германии будет, конечно, дороже. Но совершенно не исключено, что та же Польша предпочтет российский газ, поступающий с запада, а не с востока. Независимость от здравого смысла стоит недешево.
А России все равно. Свои деньги мы получим при любом раскладе.
Павел Шипилин