— Весной ожидаются внеочередные выборы в Верховную Раду. И некоторое аналитики считают, что основные политические игроки, кроме Блока Петра Порошенко, не особо стараются для местных выборов, поскольку эти выборы ничего существенно не изменят. Согласны ли Вы с данным утверждением? И если да, то зачем вообще нужны эти местные выборы? Чтобы окончательно узаконить постмайданную власть?
— Постмайданную власть уже узаконили президентскими выборами в мае прошлого года. И закрепили октябрьскими в Верховный совет.
Нынешняя избирательная кампания проходила в другом ключе на фоне социальной усталости, ожидаемой низкой явки, при фактическом отсутствии оппозиции. Сейчас сложно назвать предстоящие выборы прозрачными и демократичными.
Влияние оппозиции на политические процессы не так велико. На этом поле кроме «Оппозиционного блока» практически никто не представлен. Тем не менее, у «Оппозиционного блока» есть определенные шансы. Но при определенном раскладе он может получить приличные голоса на юге и на востоке Украины.
В условиях тяжелой социально-экономической ситуации ресурсов для проведения избирательной кампании не так уж много. А ведь даже в досрочных парламентских выборах 2014 года фактически приняло участие менее половины избирателей.
Многие эксперты говорят о возможности досрочных парламентских выборов весной 2016 года. Но для того, чтобы прогнозировать, состоятся ли выборы весной, нужно, чтобы состоялись выборы, которые пройдут 25 октября.
Также важно то, что кредит доверия населения к ключевым политическим силам и политикам в течение этого года существенно снизился. Возможна реализация некоторых локальных проектов в ряде областей Украины.
В обществе преобладает пессимистичное настроение относительно ближайшего будущего. Есть специфика территорий, есть особенности ведения избирательной кампании на западе, востоке и на юге страны. Но должен быть какой-то общий тренд, который объединяет политические проекты. Такого тренда на сегодняшний день я не вижу.
— В Днепропетровске на выборы в горсовет не прошли кандидаты от партии «Возрождение». По неофициальным данным, партию финансирует Игорь Коломойский. Напрашивается вопрос, насколько для Порошенко важно чинить препятствия для Коломойского? Опасен ли сейчас Коломойский для Порошенко?
— Противостояние президента и губернатора Днепропетровской области закончилось отставкой последнего. Но, по-прежнему, у Игоря Коломойского остается приличный ресурс. Есть его соратники, которые активно работают в ряде регионов. Для Порошенко и Коломойского эти выборы имеют большое значение. От их результатов зависит политическая перспектива.
— Тягнибок в сентябре анонсировал Союз «Правого сектора» и «Свободы». Для чего мог быть нужен этот союз?
— Я не знаю, что из этого получится. «Правый сектор» вполне может выступать как самостоятельная политическая единица. У «Свободы» же был успех на выборах 2012 года и провал на выборах 2014 года. Хотя, казалось бы, после победы Майдана у «Свободы» должно было быть много преимущества. Несмотря на сходство, это слишком разные политические силы.
— «Народный фронт» принял решение не участвовать в местных выборах. Они объяснили это тем, что не располагают временем на политические гонки — они заняты реформами. Но какова причина на самом деле? Это резкое падение рейтинга Яценюка?
— Причина в том, что этот проект не претендовал на долгую жизнь. С помощью проекта «Народного фронта» в парламент завели довольно большое количество депутатов, но политического сопровождения этого проекта за рамками парламента мы не увидели.
Личный рейтинг Арсения Яценюка на критически низком уровне (об этом говорят данные различных социологических исследований). Сейчас он политически уязвим даже в большей степени, чем президент Украины.