20 октября в Киеве состоялось заседание «Оппозиционного правительства», повестка дня которого должна была быть посвящена альтернативному бюджету Украины. Учитывая тот факт, что 25 октября в стране пройдут выборы в местные советы, «Оппозиционный блок» поменял тему заседания, и его посвятили предстоящим выборам. Речь шла о массовых нарушениях в ходе избирательной кампании, а также беспрецедентному давлению нынешней власти на «Оппозиционный блок». Как известно, с большими трудностями, буквально за неделю до выборов, «Оппозиционный блок» в Харькове все-таки зарегистрировали в избиркоме. Но… без его лидера. Корреспонденту «Украина.Ру» удалось коротко побеседовать с депутатом и кандидатом на пост мэра города Харькова Михаилом Добкиным, спешившим в суд.
— Михаил Маркович, с какой мотивировкой вас отстранили от участия в местных выборах в Харькове?
— Мотив совершенно надуманный: мою кандидатуру сняли по причине того, что я возглавлял Харьковское отделение «Партии Регионов» в течение четырех лет. Но, извините, я состоял также и в пионерской и комсомольской организациях, как и большинство нынешних политиков и чиновников, равно как и президент страны, который стоял у истоков «Партии Регионов», о чем он не хочет вспоминать.
Искусственный повод создан намеренно, с целью заурядной политической расправы, и я вам даже больше скажу: приказ о снятии моей кандидатуры поступил из администрации Президента страны. «Оппозиционный блок» в Харькове лидирует с огромным отрывом от той же «Солидарности» БПП (Блока Петра Порошенко), и мы, как конкуренты, конечно, не устраиваем гаранта Конституции.
— Почему вы не устраиваете его в качестве оппозиции?
— Порошенко нужна совершенно другая оппозиция, не настоящая, не та, которая способна прийти к власти. На наших глазах президентом создаются квазиоппозиционные партии, типа «Наш Край», «Видродждення», но мы прекрасно знаем, что это партии провластные и ничего общего с реальной оппозиционной силой не имеют. Они управляются с Банковой и финансируются оттуда же. Это обычные прикормленные коты, которые мимикрировали с целью сохранить должности.
Псевдооппозиционеры не хотят потерять теплые, насиженные места, планируют удержаться на них как можно дольше, неважно под какой вывеской. Интересы и проблемы людей их совершенно не волнуют. Вот поэтому никто их не преследует, не устраивает расправ и погромов.
— Как проходит избирательная кампании я Харькове? Можете дать ей оценку?
— Очень грязно, до банальности. Нам известно, что людям раздают продукты питания, медикаменты, идет открытый и откровенный подкуп избирателей. Но пока безнаказанными остаются все харьковские чиновники, которые получили приказ препятствовать регистрации «Оппозиционного Блока» на местных выборах.
Фото: Полина Орловская
У нас проблемы сохраняются. Признаюсь, что нам будет трудно бороться с системным давлением. Но, должен заметить, что сегодня в Харькове — ключевой области Украины — рейтинг пропрезидентской «Солидарности» на грани прохождения в захолустный сельсовет. Укрепить свой рейтинг и не опозориться они могли лишь одним способом — давлением и фальсификациями.
Я долго не буду перечислять, какие круги ада нам пришлось пройти, чтобы за пять дней до голосования нас, наконец, допустили до избирательного процесса. Могу сказать, что сегодняшняя избирательная комиссия в Харькове работает по принципу «лебедь, рак и щука». Председатель комиссии в Харькове за три дня до выборов почему-то резко заболевает. Все делается исключительно в кулуарах, за нашей спиной и спиной всего «Оппозиционного блока». Но мы будем идти до конца, чего бы нам это ни стоило.
Новая пропрезидентская команда, так же, как и псевдооппозиционеры, откровенно обманывают народ и всячески пытаются дискредитировать ОП. Избирателю они говорят, вот мол, мы тоже за мир, но, как я уже говорил, все это не так. Президент с помощью областных администраций в Харьковской области держит эту квазиоппозицию на коротком поводке и лично ее курирует. Сегодня и власть, и эти партии приспособленческого толка напоминают трехголового дракона. Но все эти партийцы — люди Порошенко.
— Михаил Маркович, как харьковчане разберутся во всех этих хитросплетениях политического мейнстрима: кто там «квази», а кто настоящий?
— Люди у нас не идиоты, и политически достаточно подкованы. Они хотят жить предсказуемо и стабильно. Хотят иметь работу. Они в ужасе от того, что у нас какие-то уголовники валят памятники, и милиция ничего не делает, причем демонстративно.
Харьков — город продвинутых образованных людей, а то, что нас запугивают какие-то темные персонажи в балаклавах, выдающие себя за патриотов, это не означает, что Харьков заражен радикализмом и ультранационализмом и полностью подчинен бандитам.
Могу сказать одно: нас уже не запугаешь, хотя запугиваниями и террором в отношении ОП занимаются уже скоро как два года. Мы идем на выборы, хоть и в усеченном виде, и только в областной совет, но уже это дает надежду, что там будет представлена политическая сила, которая будет очень серьезно влиять на весь политический пейзаж в стране. Сегодня в Украине к экономической коррупции добавилась коррупция политическая, а это еще более страшное явление в общественной жизни.
— Петр Порошенко встречается с оппозицией, прислушивается к вашему мнению?
— Со мной он точно не встречался и, похоже, встречаться не собирается. У нас после Майдана все возможно: можно запугивать, можно лишить избирательного права почти два миллиона человек, можно глумиться над членами семей политиков из Оппозиционного блока, но все это — до поры до времени.
Мы же тоже не сидим по углам, а обращаемся за помощью в европейские инстанции и суды, и движение в сторону нормализации политического процесса идет. После выборов очень многое прояснится. Граждане Украины уже по-другому смотрят на многие события в стране. Не случайно рейтинги действующей власти подходят к критическим цифрам, а по сути — к нулю.
Беседовала Полина Орловская, специально для «Украина.Ру»