Из 120 000 беженцев с Ближнего Востока Польшу обяжут принять 12 000 человек.
Своими действиями Варшава создала брешь в обороне стран Вышеградской четвёрки, членом которой наряду с Польшей являются Венгрия, Чехия и Словакия. Глава МИД Чехии Михал Хованец назвал это «польским фокусом» и предостерёг: Вышеградская четвёрка может превратиться в тройку.
Президент Чехии Милош Земан, комментируя действия польского правительства, заявил, что не хотел бы называть это предательством, но «если страны Вышеградской четвёрки многократно о чём-то договаривались, разумный человек этой договорённости нарушать не станет».
Чешская пресса выразила удивление тем, что ещё неделю назад Польша была солидарна с Вышеградским блоком, а теперь отвернулась от него ради хороших отношений с Берлином.
В вопросе о приёме беженцев польский политикум разделился на два лагеря, нарушив традиционный баланс между двумя самыми влиятельными политическими силами — правящей партией «Право и справедливость» («ПиС») и оппозиционной «Гражданской платформой» («ГП»). Сторонники и противники приёма беженцев есть в обеих партиях, но «ГП» выражает своё согласие с решением Еврокомиссии громче всех, начиная с премьера Эвы Копач и до сенатора Януша Сепёла, который заявил о «романтических заблуждениях» Варшавы в отношении Вышеградской четвёрки и о том, что полякам «не по пути с союзниками Гитлера», намекая на твёрдую негативную позицию Венгрии в отношении беженцев.
«ГП» возглавляет председатель Европейского совета Дональд Туск, лоббирующий в Польше интересы наднациональных структур ЕС. Поддержку Терезой Пиотровской, тоже членом «ГП», квот по распределению беженцев многие связывают с влиянием на неё Туска, который уже предрёк Европе на ближайшие годы миллионы беженцев. Президент Польши Анджей Дуда, как представитель «ПиС», делает громкие заявления о недопустимости навязывания квот по беженцам силой, но при этом подчиняется решениям Брюсселя.
В вопросе о приёме беженцев Прага, Будапешт и Братислава держат единый фронт, сопротивляясь давлению Еврокомиссии. Словацкий премьер Роберт Фицо заявил, что, пока он остаётся премьером, Словакия не примет ни одного беженца.
Его венгерский коллега Виктор Орбан, находясь с визитом в Германии, заявил о необходимости отделения экономических мигрантов от политических беженцев ещё на подступах к Шенгенской зоне, увеличению на 1% взносов стран ЕС в общую кассу (это даст дополнительно 3 млрд. евро, которые следует потратить на охрану границ ЕС) и контролю над границами Греции, откуда миграционные волны растекаются по всей Европе.
Ранее Орбан призвал беженцев не ехать в Венгрию, где нарушителям миграционного законодательства теперь грозит уголовное преследование. Миграционный поток удивительно оперативно отреагировал на жёсткие действия Будапешта. Журналист немецкой Die Zeit опубликовал в «Твиттере» карту, которой пользуются мигранты на греческом острове Кос. На карте обозначен маршрут движения из Греции в Германию в обход Венгрии — через Болгарию, Румынию, Украину и Польшу.
Кто снабжает мигрантов информацией о всех возможных маршрутах движения в Германию, кто составляет и раздаёт эти карты, предварительно переведя их на арабский язык? Ответа пока нет.
Польская сторона готова разместить беженцев в 11 пунктах временного размещения (ПВР), большинство из которых находятся в восточной Польше — в Подляском и Люблинском воеводствах. Люблинское воеводство (имеет общую границу с Украиной и Белоруссией) располагает четырьмя ПВР, Подляское (граничит с Белоруссией и Литвой) — тремя. Маршрут движения беженцев в Германию через Польшу пролегает через украинское Закарпатье и Галичину.
Каков будет социально-политический состав этого потока беженцев, неизвестно. По словам министра образования Ливана Элиаса Боусааба, на каждую сотню беженцев приходится два боевика «Исламского государства».
Здесь вспоминается история о том, как после бунта мигрантов в венгерском Рёске полиция арестовала 39-летнего сирийца, координатора и зачинщика столкновений. В кармане у него оказались семь действующих паспортов с шенгенскими визами. Позже выяснилось, что арестованный — член террористической организации «Таблиги Джамаат» и прибыл в Венгрию на самолёте, а не в общем потоке беженцев. Кто поставляет эти паспорта и как в них появляются шенгенские визы? На этот вопрос тоже пока нет ответа.
Владислав Гулевич