Олесь Бузина высказался афористично: «При чьих-нибудь словах "украинская интеллигенция" моя рука тянется к мухобойке». Это саркастический и меткий парафраз известного выражения. Однако долго ли, коротко ли, а уже оформились и полетели внутренние «обратки» и в деятелей культуры на Украине, которые попытались заигрывать с бандеровцами.
Показательный случай произошел на крупнейшем мероприятии книжного рынка — Львовском форуме издателей, проходившем с 9 по 13 сентября в 22-й раз.
Служба безопасности Украины вдруг заявила, что на форуме «работали российские спецслужбы». Обвинение пало на харьковское издательство «Фолио». И «по факту распространения на форуме книг антиукраинского содержания, которые напечатаны под маркой Харьковского издательства "Фолио", возбуждено уголовное дело». Об этом во время совещания во Львовской облгосадминистрации сообщил начальник управления СБУ во Львовской области Виктор Андрейчук. Как говорится, и «культурные» связи Львова с Харьковом тут не в помощь (мы помним, сколь скандально руководители Харькова Добкин, Кернес и Чернов открывали в Харькове мемориальную доску епископу-униату Йосыпу Слипому вместе с мэром Львова Андрием Садовым, который, кстати, потом, после бандеровского переворота в Киеве, возглавил партию «Самопомич» и вошел с ней в новую коалицию Верховной Рады).
«В этом деле не все так просто. Часть книг под маркой украинского издательства была напечатана в Российской Федерации. Это спецоперация российских спецслужб», — цитирует начальника управления СБУ пресс-служба Львовской ОГА. По мнению Андрейчука, такие масштабные мероприятия, как форум издателей, будут использоваться и в дальнейшем для «дестабилизации ситуации».
И — сюда же ложится «образцово показательная» реплика председателя Львовской ОГА Олега Синютки: «Мы должны понимать, что чем спокойнее будет на востоке, тем громче будет на западе страны. То есть, когда меньше будут стрелять в Донецкой и Луганской области, тогда будет увеличиваться вероятность разного рода провокаций на Западной Украине».
Глава области тем самым призывает и дальше вести войну против граждан и убивать соотечественников «на востоке».
Таковы сегодня украинские реалии: у чиновника мозг не включается для понимания даже того, что если война идет в одной части тела, то она идет во всем организме.
Материалы данного дела по «Фолио» переданы в СБУ Харьковской области.
Следует пояснить, что желание владельца и директора «Фолио» Александра Красовицкого глядеть в рот укростроителям, оранжевым, а потом и бандеровцам, замечено давно. Беспринципность и всеядность также характерны для «палитры» этого издательства. Несмотря на то, что им выпущена, скажем, резонансная книга Владимира Корнилова «Донецко-Криворожская республика. Расстрелянная мечта» (2011), Красовицкий обильно издавал произведения современных украинских сочинителей.
Как говорил Тарас Бульба, «ну что, сынку, помогли тебе твои ляхи»? Вообще-то харьковским и нехарьковским евреям, возлюбившим злобную неньку и теперь бандеровщину, и прежде умными прорицателями указывалось, что коль им родовую кровную смертную память отшибло, то выбор у них в перспективе будет только между Бабьим Яром (Киев) и Дробицким Яром (Харьков). Почему-то не хотят они помнить и о Волынской резне.
Для полноты картины деятельности «Фолио» на ниве продвижения современной украинской литературы приведем такие факты. Автором харьковского издательства является, например, молодая Лада Лузина, которая, по подсчету агентства «Фокус», в 2012 г. возглавляла писательский рейтинг продаж на Украине. Первый контракт с издателем Красовицким авторесса на глазах у журналистов подписала — ни много ни мало — кровью.
«Фолио» интенсивно выпускало произведения авторов, которые после оказались засвечены и как активно участвовавшие на стороне государственного переворота и просто как известные описатели морального разложения, в коем они, в своём роде, преуспели.
То есть «Фолио» сделало свой вклад в создание нынешней общественно-политической ситуации на Украине, вырастив таких литераторов, как Сергей Жадан, Ирена Карпа, София Андрухович и др., так и их читателей, в возрасте от 20 до 35 лет.
Еще один апологет этого чтива, президент Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей (УАИК) Александр Афонин объясняет: «У молодых людей, взросление которых пришлось на конец 90-х, украинский язык уже не вызывает отторжения. Эта аудитория совершенно по-другому воспринимает украинскую книгу». Эти авторы, по словам коммерческого директора всеукраинской сети книжных магазинов «Читай-город» и «Книжный Супермаркет» Виталия Разумного, пользуются постоянным спросом.
Особо отметим Андрея Куркова — он считается самым продаваемым украинским автором за рубежом: его книги переведены на 35 языков. Он тоже издается Красовицким.
Неделю назад гигант «укрсучлита» («украинськои сучаснои литэратуры») Курков заявил в эфире телеканала «Первый UA»: «Украина должна приватизировать все русскоязычное, что есть на ее территории и выстроить свой вариант русского языка…. Нужно интегрировать русскоязычную литературу, снять с русского языка в Украине ярлык, что это язык Путина. Это не язык Путина или Пушкина — это язык Гоголя, другой вариант русского языка. В принципе, если этот вариант не используется в политических целях Кремлем, то это вариант культуры. Даже, если говорить с точки зрения лингвистов, то у Украины есть собственный русский язык, отфильтрованный многими украинизмами и украинским грамматическим влиянием. Это стоит изучать, фиксировать и, если нужно, изменять правила для этого языка на нашей территории. Нужно географически приватизировать все русскоязычное, что у нас находится».
* * *
А вот и свежий казус, так сказать, на музыкальной ниве, с ректором Харьковского национального университета искусств (ХНУИ, он же в народе по старинке именуется консерваторией) Татьяной Веркиной, которая, напомним, пафосно выступила в марте 2014-го по ТВ для радио «Свобода». Ректор тогда сказала следующее: «Мы должны быть на Украине едины, потому что желание Кремля только одно: поставить нас на колени, сделать нас абсолютно нищими, сделать нас придатком к этой империи. Но мы же — люди с чувством собственного достоинства! Нельзя же служить диктатору, это позор! Это позор для каждого из нас, это позор для нации!».
Ну, позор так позор. Непонятно только, откуда у русскоязычного ректора эта «нац. грусть» из лексикона Ющенки — про «нацию». Ведь, если вспомнить, Веркина всегда была в обойме мэра и губернатора Е. Кушнарева, избиралась в первой пятерке в горсовет по спискам регионалов. Но когда ее друга застрелили, быстро нашла общий язык с «оранжевым» Аваковым, выступала в его телешоу, которые он сам вел (да-да, он не только литератор твиттера и фейсбука и глава МВД, но был еще и любителем-телеведущим). Всё это не мешало Веркиной сохранять ректорские и общественные позиции и при Януковиче. Такие люди никогда не тонут.
Так вот — свежая история с Веркиной, «непозорная». В ХНУИ работает некто Игорь Приходько. Личность, как уверяют, харизматичная, но противная. Он прежде недурно играл на фортепиано, а сейчас читает теоретические лекции. Непосредственно перед началом учебного года ему что-то стукнуло в его теоретическую голову, и он решил вынести на свалку из одного из кабинетов портреты композиторов, старых педагогов, стенды и афиши. Мол, это всё старье, на дворе ведь теперь «новая жизнь и новые идеалы». Ничем не прикрытые стены стали выглядеть жутко. «Очищение» инициатор проводил не сам, а с помощью молодых педагогов и студентов. Правда, он никого об этом не предупредил, и ректор Веркина была несколько удивлена. Молодых — уволила.
Хотела и с Приходько поступить аналогично, но он привёл к ней в кабинет «ребяток» из «Правого сектора», которые быстро рассказали заблудившейся даме, что теперь на Украине настала новая жизнь, и воссияли новые идеалы.
И Приходько остался на должности, а в том кабинете теперь жуткие обшарпанные стены, символизирующие торжество новых порядков, знакомых нам также по повалу и осквернению памятников, в первую очередь в том же Харькове.
Есть и комментарии к ситуации от выпускников ХНУИ: «За всё придется платить. И до Приходько доберутся те же (тем более что он «голубой»). Справедливость есть. Кто-то рассказывал также, что нынешний дирижер молодежного оркестра университета или того, что от него осталось, Тарас Куценко во время «тёрок за оркестр» привёл к Веркиной каких-то мерефянских или других «быков», и они наехали на неё в традициях 1990-х. Это новый модный метод, веяние времени. Если не действует, кидают в мусорку».
Кто-то считает это естественной расплатой: отвергая одно, получаешь как воздаяние другое. Кто-то резонно видит в целом ситуацию как сгущение тьмы, как дремучие картины подступившего морока.