Администрация Обамы предпринимает огромные усилия, чтобы дестабилизировать те правительства и страны на континенте, которые отказываются во всём равняться на Вашингтон. Против Венесуэлы, Эквадора, Боливии, Никарагуа используется стандартный набор обвинений в авторитаризме, демонтаже демократии, преследованиях оппозиции, ликвидации независимых СМИ, отсутствии борьбы с наркотрафиком, разгуле коррупции. В различных вариациях аналогичные претензии предъявляются к руководителям Аргентины, Бразилии, некоторых карибских стран. Всё делается для того, чтобы подорвать авторитет и политическую репутацию неугодных США лидеров. Выдвижение обвинений, сфальсифицированных доказательств, использование перебежчиков для компрометации политиков не прекращается.
Президент Эквадора Рафаэль Корреа несколько месяцев сопротивляется атакам радикальной оппозиции, которая под лозунгами «борьбы за справедливость и против бюрократии» сумела подключить к своим выступлениям профсоюзное объединение Frente Unitario de Trabajadores и Конфедерацию индейских национальностей (Conaie). Симпатии большинства эквадорцев на стороне Корреа и проводимой им Гражданской революции. Президента поддерживают средний класс, армия и полиция. Однако заговорщики, инструктируемые и финансируемые по каналам ЦРУ, используют любые возможности, чтобы раскачать обстановку, чтобы, как сказал Корреа, в ходе столкновений «получить жертву» и превратить её в символ сопротивления режиму. Как долго продлится это противостояние, неясно, но силы правопорядка уже несут потери — от выстрелов активистов «мирной оппозиции» пострадали десятки полицейских.
В Венесуэле произошла попытка спровоцировать так называемый голодный бунт. В провинциальном городке Сан-Феликс толпа разгромила несколько продуктовых магазинов. Полиция оперативно пресекла беспорядки. Президент Николас Мадуро выступил по телевидению и показал фотографии и видеозаписи, доказывающие, что имела место чистой воды провокация. По словам президента, «бунт» был организован представителем оппозиционной партии Primero Justicia (PJ), сбежавшим затем в Колумбию, и американским гражданином, который контролировал ход событий и сейчас разыскивается. Мадуро особо подчеркнул, что к засылке в Венесуэлу агентов, которые пытаются спровоцировать социальный взрыв, причастно Южное командование США.
Николас Мадуро сообщил также, что в стране зафиксирована деятельность около тридцати полувоенных отрядов, получивших боевую подготовку в Колумбии. Несколько боевиков были арестованы, и на допросах подтвердилась их связь с ультраправой оппозицией. Сейчас в Венесуэле в разгаре скандал в связи с жестоким убийством молодой женщины Лианы Эргеты (Liana Hergueta). Пластиковый мешок с изрубленным телом был обнаружен в людном месте, и это было предложено толковать как объявление войны всем сторонникам боливарианского режима. На самом деле заказное убийство совершили боевики из охраны лидеров оппозиции. Затем в СМИ Венесуэлы был запущен слух о происшедшей якобы массовой гибели младенцев в одном из провинциальных роддомов.
В Бразилии продолжается кампания, организаторы которой выдвигают обвинения в причастности Дилмы Руссефф и Инасио Лулы да Силва к коррупции в нефтяной компании Петробраз. Подстрекательская роль в создании враждебного облика этих видных деятелей Партии трудящихся принадлежит западным СМИ. Регулярно публикуются сообщения о якобы критически низкой популярности Руссефф, общественное мнение подталкивают к требованию её досрочного ухода с поста президента, распространяется информация о том, что следственные органы располагают необходимым материалом для предания её суду. Дилме есть что противопоставить этим нападкам. Политологи отмечают, что число участников оппозиционных маршей снижается. Сторонники Руссефф напоминают, что коррупционные скандалы в Петробразе начались задолго до её прихода к власти и были раздуты с единственной целью — расчистить путь к власти проигравшему Дилме кандидату Аэсио Невесу (Aécio Neves), которого поддерживал Вашингтон.
Пропагандистское давление Вашингтона на Рафаэля Корреа, Николаса Мадуро, Эво Моралеса, Даниэля Ортегу, Кристину Фернандес, Дилму Руссефф заметно усилилось в последнее время. Главной целью этих координированных действий, в которых участвуют Госдепартамент, ЦРУ, АНБ, военная разведка (РУМО), является замена указанных государственных деятелей на «демократически ориентированных, проявляющих стремление к ведению диалога» с Вашингтоном. Варианты избавления от политиков, препятствующих установлению тотального контроля США над Латинской Америкой, рассматриваются в увязке с «оперативной обстановкой» в каждой из названных стран. В администрации Обамы есть сторонники радикальных вариантов «оздоровления» ситуации в Латинской Америке вплоть до использования «ливийской модели».
Попытки физического устранения спецслужбами США неугодных зарубежных политиков предпринимались не раз и, без сомнения, будут продолжены. Латиноамериканцев порой страшат потоки ненависти и вражды, извергаемые на их лидеров страной «образцовой демократии». Избавление от тех, кто объявлены врагами США, позволило бы Вашингтону подорвать процесс консолидации государств и народов Латинской Америки, нанести удар по таким организациям, как ALBA, UNASUR, CELAC, свернуть сотрудничество в рамках Petrocaribe, прикрыть Совет южноамериканской обороны (CDS).
Латиноамериканских прислужников США на континенте достаточно, они будут пытаться саботировать деятельность BRICS, свернут двухстороннее сотрудничество своих стран с Китаем и Россией. Несомненно, что попытки разгрома «популистских» правительств тесно связаны с курсом США на изоляцию России, со стремлением вовлечь в санкционную войну против РФ латиноамериканские страны.
Политика Вашингтона в Латинской Америке представляет собой курс на хаотизацию политической жизни в странах континента, устранение самостоятельных политиков, разрушение суверенитета отдельных государств — и всё во имя торжества Pax Americana. Однако полностью превратить Латинскую Америку в неоколониальный заповедник Соединённым Штатам не удавалось никогда, не удастся и сейчас.
Нил Никандоров