Оторвавшись почти четверть века назад от единого организма Советской империи, Украине многие годы удавалось создавать образ суверенного государства. Порой достаточно успешно, демонстрируя высокие темпы роста экономики в начале «нулевых» годов.
Нынешнее украинское руководство от независимости и суверенитета Украины оставило лишь внешние атрибуты — герб, гимн, флаг, должность президента, столицу…
Утрата суверенитета — результат слаженных действий международных организаций, глобальных финансовых структур и, переданных под внешнее управление, органов государственного управления оккупированной территории. Цели прагматичные — от решения геополитических задач Запада за счет Украины до исключительно экономических, таких как максимальное использование ресурсов страны в интересах наиболее развитых государств мира.
Жителям Украины пора прекратить критику в адрес нынешней власти за «неумелые» действия, приведшие не просто к снижению уровня жизни, а и потери тысяч самих жизней своих сограждан. Нынешняя ситуация в стране была заранее спланирована. И в этом плане руководство страны отрабатывает свою задачу на «отлично».
Кратко описать цели и задачи процесса утилизации Украины, как суверенного государства позволяет одна из сюжетных линий в сегодняшней жизни страны — переговоры о реструктуризации неподъемных внешних долгов. Что само по себе является позорным фактом в новейшей истории Украины.
Одной из самых медийных персон в стране за последние несколько месяцев стала министр финансов Украины. Этому способствовали и шедевры ее экономической мысли, например такие: о дефолте — «…на украинский народ дефолт никак не повлияет»; о влиянии возможного отказа Украины выполнять текущие платежи по внешним кредитам — «Влияние только одно — валюта будет оставаться в стране, и давление на платежный баланс снизится».
Благодаря своим действиям, которые не расходятся со словами, она может на долгие годы задержаться в памяти неблагодарных украинцев. Неблагодарных — так как сложно благодарить за ту разруху, которую команда «реформаторов» нынешнего Кабмина устроила в экономике Украины, в том числе и при участии Минфина.
Искать здравый смысл в действиях Кабмина вообще, и Минфина в частности, смысла нет. Здравый — с точки зрения жителя Украины, который хочет жить и работать в своей стране, и надеется на достойное будущее там же для своих детей.
Будем называть вещи своими именами. Среди задач нынешнего украинского руководства вовсе не возрождение промышленного потенциала, развитие технологичных производств и повышение уровня жизни населения Украины. Кабмин все время твердит о реформах, и все — как сторонники, так и противники майдана и нынешней власти, критикуют власть за отсутствие реформ, не утруждая себя вниканием в их суть.
Подобно пауку, впрыскивающего в тело пойманной жертвы яд превращающий внутренности жертвы в питательный пищевой раствор, нынешняя команда управленцев через «реформы» навязывает Украине идеологию неолиберализма. В соответствии с неолиберальной концепцией, нации и государства на мировом рынке выступают в роли предприятий, а роль государства в экономике сводится лишь к функции установления принципов конкуренции и законов свободного рынка.
По действию на экономику, эти реформы схожи с паучьим ядом, превращающим условно суверенное государство в источник ресурсов для решения проблем наиболее развитых западных стран. Ни одно государство в мире не стало сильнее вследствие применения неолиберальной идеи на своей территории.
Одна из основных задач нынешнего КМУ — превращение некогда наиболее технологически развитой части Советского Союза, а затем формально суверенного государства, лишь в совокупность классических факторов производства, собранных в нестабильных пределах административных границ: «земля», «труд», «капитал», «предпринимательские способности», «информация».
«Земля», т.е. «природные ресурсы, необходимые для существования человеческого общества и используемые в хозяйстве», должны быть, по мнению нынешнего руководства Украины, приватизированы и поставлены под контроль западных корпораций, что уже успешно реализуется. Можно ожидать в ближайшее время снятия оставшихся ограничений на продажу земли.
Украину ждет нео-огораживание в английском стиле XV-XVIII веков. О суверенном контроле своих территорий уже не может быть и речи. Да и один из признаков суверенитета — «государственная граница» — по-разному воспринимается в разных уголках страны. Проливая слезы по Крыму, на Украине забывают, что многие персоны, находящиеся сегодня у власти, также занимали высокие посты и во времена «оранжевой» власти, когда Румынии безосновательно было передано 80% спорных территорий острова Змеиный.
Труд — «целесообразная, сознательная деятельность человека…» — должен стоить минимально, именно тогда, возможно, и начнется приток инвестиций на Украину — когда рабочая сила будет выглядеть конкурентоспособно на фоне Лаоса, Малайзии, Вьетнама. Китай, как источник дешевой рабочей силы, на протяжении последних лет теряет свою привлекательность в этом аспекте из-за повышения уровня оплаты труда — китайское правительство поднимало минимальную оплату труда в различных регионах страны на 15-25% ежегодно.
Рост стоимости коммунальных и медицинских услуг, образования — один из способов выдавить максимум из рабочей силы. В конечном итоге, эти услуги также предоставляются предприятиями, принадлежащими все в меньшей степени местному капиталу, и во все большей мере контролируются зарубежными корпорациям. При этом оплата труда в целом не будет позволять восстанавливать трудоспособность в полной мере, не говоря уже об удовлетворении культурных потребностей.
Зарплаты всегда будет не хватать на оплату коммунальных счетов, получения полноценного образования и качественного медобслуживания. И если без зубов и диплома о полном среднем образовании еще можно будет прожить, то долги по коммуналке станут дамокловым мечом. Неизбежные долги по квартплате станут дополнительным фактором давления на инакомыслящих — ведь у всех должников сразу квартиру не отберешь, но с кого-то нужно начать? Ими будут личности, высказывающие свое несогласие с властью, пытающиеся публично заявлять свое несогласие.
«Капитал» на Украине, как «совокупность имущества, используемого для получения прибыли», также все в меньшей степени имеет украинское происхождение, а КМУ делает все возможное, чтобы контроль над производственными мощностями был передан исключительно североамериканским и западноевропейским финансово-промышленным корпорациям.
К приватизации не допущены представители российского капитала, что само по себе не позволит получить максимальную выгоду (в данном случае — «выгода» — очень условна) от продажи остатков государственной собственности. В Кабмине об этом говорят открыто — еще в июле с.г. Яценюк заявлял: «Если американские инвесторы примут решение вкладывать деньги в украинские государственные компании, — то мы хотим их продать на наиболее прозрачных условиях и видеть американских владельцев на территории Украины».
И теперь приватизация будет проводиться с помощью так называемых голландских аукционов — по методу снижения цены. Что позволит изобразить борьбу за интересы государства, но в результате продать предприятия за бесценок. Даже если в приватизации будут участвовать отечественные олигархи, то это будет лишь первоначальный этап — в конечном итоге контроль над активами будет осуществляться зарубежными ТНК ввиду неравных конкурентных возможностей.
Предпринимательские способности (бизнес) — благодаря этому фактору приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы — труд, капитал, земля, знания. В теории инициатива и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, должны создавать максимальный эффект в использовании всех прочих экономических ресурсов, стимулировать экономический рост.
В действительности, на Украине были искусственно созданы благоприятные условия для одних (олигархов), с целью подавления конкурентов на внутренней арене. Тот рост своих активов, который продемонстрировал предприниматель Петр Порошенко, имеющий запись в своей трудовой книжке — «Президент Украины» — явление приятное лично для него, но крайне ограниченное во времени.
После выполнения своей роли по зачистке территории от бывшей «деловой элиты» в интересах международного капитала, он также уйдет как «мавр, сделавший свое дело». Как и многие другие «лидеры» подконтрольных государств, считавшие себя друзьями Соединенных Штатов, но замененные на новых «лидеров» также, подотчетных США. Замена также помогает выпустить пар народного недовольства из-за ухудшения условий жизни.
Как результат этой политики на Украине бывшая «элита» пытается найти выход из сложившейся ситуации. Одна из таких попыток — встреча олигархов, теряющих свои позиции в Украине, состоявшаяся в киевской гостинице «Хайят» в начале августа.
Информация (сейчас дополняется еще и таким фактором, как инновации) — ресурс, используемый в экономических процессах. Это и предмет, и средство, и составная часть живого труда. Воистину, кто владеет информацией — владеет миром. Доступ к информации, как к фактору производства, резко ограничен. Информация в виде высоких технологий не воспроизводится в виду отсутствия возможности создания и реализации в серии собственных разработок.
Как следствие, носители информации — высококвалифицированные кадры — не воспроизводятся, преемственность поколений в сфере прикладных, технических наук теряется. А перенос в страну предприятий «отверточной сборки» не означает передачу технологий. Корова, которую доят технологичным доильным аппаратом, не является носителем технологий — она лишь объект их применения. И даже школьник, обладающий айфоном — не носитель технологий, а пользователь высокотехнологичной продукцией.
Минфин в этом процессе играет важную роль. На Украине принято считать, что все привлеченные на работу западные спецы и приравненные к ним прибалты и грузины, лишены вируса коррупции. Особенно американцы, как в случае с Натальей Яресько.
Действительно, на такие мелочи, как украинская коррупция, миллионер и бизнесвумен Яресько (как о ней пишут справочники), не будет размениваться. С появлением транснациональных корпораций и глобального капитала, коррупция, рожденная в США, также носит глобальный и транснациональный характер. Задача более высокого порядка — навязывание стране долгового ярма. И министерство финансов, руководимое гражданкой США, имеющей прямые связи с финансовыми структурами, олицетворяющими глобальный капитал, является важнейшим звеном механизма создания неподъемного государственного долга.
Об искусстве втягивания государства в замкнутый круг внешних долгов написано немало (в частности, Джоном Перкинсом в книге «Исповедь экономического убийцы»). И лидеры двух последних майданов справлялись с задачей долгового закабаления Украины очень успешно. Страна балансирует на грани дефолта уже несколько месяцев. Но фактически Украина уже живет в постдефолтном режиме: распродает за бесценок остатки госсобственности, находится под абсолютным внешним управлением.
Отсрочка в его объявлении — лишь следствие поставленных перед Украиной военно-политических задач. Дефолт может быть объявлен в любую из дат очередной выплаты по облигациям. Он даст возможность поиска той грани физического выживания, на которую способен народ, превращенный просто в фактор производства — рабсилу. И позволит окончательно распродать Украину с молотка, в том числе и землю.
Даты до конца года, каждая из которых вызывает повышенный интерес и нервное ожидание — как себя поведет правительство Украины: платежи МВФ в рамках обслуживания программы stand-by по $176,1 млн — 25 сентября и 24 декабря; 23 сентября — погашение еврооблигаций Украины на $500 млн; в октябре погашение десятилетних евробондов на €600 млн; платежи по $75 млн — 20 сентября и 20 декабря по двухлетним еврооблигациям, выпущенным в декабре 2013 года.
Одна из более вероятных дат — конец декабря: выплата долга в $3 млрд. Российской Федерации. Но, возможно, ради отказа от выполнения долговых обязательств Киевом будут резко активизированы боевые действия на Донбассе — разве можно платить «агрессору»? Торговаться о скидках на газ можно, можно в экстренном порядке просить помощь с поставками электроэнергии, можно планировать доставку угля из Донбасса от «террористов» через территорию «агрессора». Но платить 3 млрд? Вряд ли.
Но пока что гражданка США Яресько имеет возможность проведать друзей и родственников на своей родине, изображая проведение переговоров со Специальной группой кредиторов по реструктуризации долгов Украины — 12-13 августа в калифорнийском городке Сан-Матео, где находится центральный офис крупнейшего держателя украинских еврооблигаций Franklin Templeton (на сумму $8,9 млрд).
Планы по списанию 40% долгов (около $15 млрд), о которых неоднократно заявлял премьер-министр Яценюк, ей все никак не удается реализовать. Кредиторы согласились на списание 5%, что на Украине представляют, как серьезную победу, но не достаточную. Однако прогресс есть. Кредиторы уже намекнули на возможное увеличение объемов списания — еще 5%, но оно будет возможным, если на Украине не произойдет быстрого роста ВВП.
Ожидать быстро роста не приходится. Ведь самим Национальным банком Украины в начале июля был ухудшен прогноз снижения ВВП — в этом году до 9,5% с 7,5%. Снижение ВВП Украины в первом квартале текущего года, по оценке НБУ, составило 17,2%, во втором квартале — 15,3%, в третьем квартале ожидается спад на 8,9%. И, лишь в четвертом ожидается рост на 2,5%, который быстрым назвать никак нельзя, да и такой прогноз выглядит слишком оптимистичным. В любом случае, списание вторых 5% долга может затянуться.
Есть ли интерес договариваться у Яресько — бывшего исполнительного директора инвестиционной компании Horizon Capital? Бывших, как показывает практика Петра Порошенко, не бывает.
Для справки. Соучредителем Horizon Capital был также и г-н Джеффри К. Нил. Перед тем как основать в марте 2006 года Horizon Capital, господин Нил занимал должность главы правления инвестиционно-банковской группы корпорации Merrill Lynch & Со., Inс., принадлежавший группе Rothschild. Впрочем, и Специальная группа кредиторов фонда, в которую входят BTG Pactual Europe, TCW Investment Management Company и T.Rowe Price Associates, была создана по инициативе одного из подразделений группы Rothschild и скупала долги Украины в ее интересах.
С Rothschild тесно связан и Сорос, который настоятельно предлагал Европе «помочь Украине миллиардами, немедленно, и не меньше, чем в масштабах нового плана Маршалла».
На сегодняшний день Horizon Capital управляет тремя фондами: Emerging Europe Growth Fund, Emerging Europe Growth Fund II, Western NIS Enterprise Fund (WNISEF). В свою очередь, управление WNISEF осуществляет независимый Совет директоров, состоящий из руководящих представителей деловых кругов США. WNISEF был создан по решению Конгресса США и финансируется правительством США через Агентство США по международному развитию (USAID). Целью программ фонда является «помощь Украине и Молдове в этот сложный период путем разработки экономической политики и развития лидерства».
Могут ли быть иллюзии в отношении тех задач, которые решает глава Минфина Украины? Вряд ли среди этих задач есть те, которые защищают интересы народа Украины и отстаивают суверенитет государства.
Можно ли всерьез называть Украину «суверенной державой»? В 2015 году оказалось, что после распада Советского Союза Украина обладает не большей самостоятельностью, чем хвост ящерицы после отделения от тела — живет ярко, активно, но недолго.