Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер в среду заявил о целесообразности заключить отдельный прямой контракт на поставку российского газа на юго-восток Украины. В свою очередь глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев сказал журналистам, что компания не видит смысла в заключении отдельного контракта на эти поставки. Он также заявил, что соответствующих предложений от «Газпрома» пока не поступало.
Каково значение подобного контракта, если он всё же будет подписан? На этот вопрос изданию «Украина.Ру» ответил директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский.
— Это крайне непонятная ситуация. И «Нафтогаз», и «Газпром» говорят, что занимаются поставками газа в Донбасс. При этом каждый обвиняет другую сторону в том, что поставки не осуществляются.
Честно вам скажу, мне сложно понять ситуацию как человеку со стороны, как человеку, не приближенному к этим процессам. Кто прав, кто виноват, я не могу сказать.
В любом случае подписание подобного рода договора было бы как минимум политическим признанием ДНР и ЛНР в качестве самостоятельных субъектов. Поэтому, я думаю, Украина не пойдет на эти шаги.
Но что точно необходимо сделать — это окончательно поставить точку и определиться, кто всё-таки будет заниматься поставками. Потому что объемы небольшие, промышленность на сегодняшний день практически лежит, потребление снизилось значительно.
Вопрос, кто будет поставлять газ населению, компании должны решить между собой. Я считаю, что это тот случай, когда они обязаны отстраниться от политики, вынести ее за скобки и поставить во главу угла вопрос обеспечения людей.