Премьер-министр признанного правительства Ливии Абдалла ат-Тани 14 апреля прибывает с визитом в Россию. Он намерен попросить содействия в восстановлении военной мощи страны.
«Мы хотим, чтобы Россия, это великое государство, способствовало восстановлению стабильности и военной мощи Ливии», — заявил ат-Тани в интервью агентству Sputnik.
Какова сейчас ситуация в Ливии и как Россия может на нее повлиять? Об этом в комментариях изданию «Украина.Ру» политологи Сергей Рудасев и Евгений Сатановский.
***
Сергей Рудасев, арабист, дипломат, доцент Санкт-Петербургского педагогического Университета имени Герцена.
— Известные всему миру события — объявление беспилотной зоны, затем переворот, который западные страны сделали в Ливии, жестоко уничтожив лидера страны Муаммара Каддафи — привели страну в состояние полного хаоса и беспрдела.
Ливия и раньше была очень сложной в конфессиональном смысле. Самое главное, что там гигантское количество племен — более 2000. Муаммар Каддафи как-то ухитрялся уравновешивать их, держать всех в мире. Он знал свою страну и правил ею порядка 42 лет. Какой-то относительный мир и стабильность в стране при нем были всегда. Тем более, учитывая огромные запасы нефти и газа, которыми подпитывалась вся южная Европа, у Каддафи были деньги.
Даже определенная эксцентричность Каддафи не раздражала Запад, и единственная ошибка, которую он по-настоящему совершил, это заявление о том, что он хотел бы в противовес доллару ввести так называемый золотой динар. Тем самым он подписал себе смертный приговор. Против него началась дикая пропаганда, чтобы появился повод для его свержения.
Мы, Россия, в свое время, по глупости, воздержались как государство, имеющее право вето в Совете безопасности ООН, тем самым открыли дорогу Саркози, который стал закоперщиком свержения власти Каддафи. И в результате в Ливии получилось то, что мы теперь видим.
Не следует забывать еще и о том, что Саркози в свое время выпрашивал у Каддафи деньги на свою предвыборную кампанию. И он получил эти деньги, о чем потом много писали. И даже старший сын Муаммара Каддафи Сейф аль-Ислам заявлял, что Ливия предъявит миру расписки французского президента Саркози, который получал миллионы долларов на предвыборную кампанию. А, как известно, по конституции, гражданин Франции, участвуя в выборах, не имеет права брать деньги от правительства иностранного государства на проведение предвыборных мероприятий. Поэтому у Саркози были свои причины быстрее избавиться от Каддафи, не возвращая деньги.
Я лично был в то время в Ливии, во время бомбардировок, которые вела западная коалиция по Триполи в частности. Я лично сидел под этими бомбежками, достаточно неприятная ситуация. Я застал последние недели режима Каддафи. Я выступал там на телевидении, естественно с примиренческими заявлениями, призывал стороны жить дружно, собраться и все обсудить. Я также присутствовал на съезде глав племен в Триполи, их было около 1000. Тогда они заявили о своей преданности Каддафи, но предали его сразу, как только он был вынужден бежать. Практически никто за него не заступился.
У Каддафи были ошибки. Но, хочу напомнить, что Ливия была страной, которая делилась прибылью от нефти, газа со всем населением. Об этом Запад старался даже не упоминать. Любой гражданин Ливии, независимо от того, работал или нет, образован или нет, получал в среднем от 800 до 1000 долларов в месяц от прибыли страны за нефть и газ. Также ежемесячно Каддафи бесплатно выдавал каждому гражданину базовый продовольственный набор: макароны, мука, сахар, соль, перец, оливковое масло, зубную пасту, мыло и так далее. Остальное можно было докупить, с учетом упомянутых 800-1000 долларов на человека. Кроме того, в стране была минимальная цена на лекарства. А каждой паре молодоженов государство в лице Муаммара Каддафи выдавало 60 000 долларов. В подарок от страны семья также получала 10 000 долларов при рождении ребенка. Граждане также получали материальную помощь при покупке машин, в стране было бесплатное обучение в школах и университетах, в том числе иностранных университетах, и многое другое.
И вот все это не нравилось людям — среди населения разжигали отрицательные антикаддафистские идеи. Как разжигали? Наивные ливийцы, которые не знали даже, что такое налоги (их у них не было) постоянно слушали лозунги о том, что Каддафи дает людям 800-1000 долларов, а себе со своими сыновьями и дочерью украл, небось, больше. «Требуйте себе от него больше!». И самое главное — разжигали антиплеменную рознь, людей стравливали. То есть, успешно капали на мозги не очень образованной публике. Результатом стали полная анархия, бандитизм, махновщина, разделение страны.
В Триполи сейчас находится премьер-министр признанного правительства Ливии Абдалла ат-Тани, который был поставлен Западом во главе государства как проамериканский лидер. Но эта власть сейчас практически бесправна. Они прячутся, заседают под охраной. Кабинет министров фактически не управляет не только страной, но даже столицей. Но формально это законодательная власть, условно легитимная. В основном всюду, особенно в столице, правят представители «Аль-Каиды», объединившиеся с игиловцами. В центре страны также управляют исламисты и бунтующие бандитствующие племена (анархические банды молодежи, разъезжающие на «Тойотах» с пулеметами). Все они борются друг с другом, в том числе за нефтеносную трубу, чтобы сплавлять нефть контрабандой. На востоке, там, где Тобрук, на границе с Египтом, управляют группировки, оставшиеся верными Каддафи. Там находится еще одно правительство, еще один парламент.
Поэтому формально премьер-министр Ливии Абдалла ат-Тани, возжелавший обратиться к России с просьбой о поддержке, это слабая власть.
Ни одна из сил в Ливии пока не может победить другую. Пока никто не может претендовать на какое-то главенство в стране. Политическая ситуация в Ливии сложилась очень серьезная — из-за того, что там база исламистов, террористов и так далее. Оттуда по всему арабскому миру расходится гигантское количество вооружений, захваченных со складов Каддафи. Это настолько серьезно, что даже Запад обеспокоился положением дел в Ливии, которую они бросили, свергнув Каддафи. Все эти многочисленные бандитские группировки постоянно напоминают о себе. В том числе жестоко был убит посол США в Бенгази, его растерзали так же, как был растерзан Муаммар Каддафи. Потом они захватывали египетских рабочих, иорданцев и так далее. На этом фоне Запад был вынужден признать, что ситуация в Ливии настолько опасна, что стоит подумать о снятии санкций, которые были наложены еще при Каддафи: замороженные банковские счета, запрет на поставки стране вооружений, запрет на проведение банковских операций, запрет западным компаниям иметь отношения с Ливией.
И вот в последние недели в западной прессе и в ООН уже появляются сообщения о том, что надо снять все эти санкции, дабы дать возможность признанному западом правительству, которое находится в Триполи, хотя бы вооружиться, укрепиться и попытаться навести порядок в своей стране. Запад понимает, что Ливия — стратегический, нефтеносный, очень важный район. Тем более на фоне ситуации в Ираке, Сирии, Афганистане и других точках.
Я думаю, российское правительство отлично разбирается во всей сложившейся ситуации, знает лидеров оппозиции, контактирует с ними. Россия может попытаться стать посредником, оказать помощь в миротворческом ключе. Я очень сомневаюсь, что в этой ужасной междоусобице, череде чудовищных убийств и грабежей что-то можно сделать, но попытка не пытка. И просто так эти проамериканские и профранцузские формальные ливийские лидеры без отмашки вряд ли бы поехали в Россию. Значит, такая отмашка была.
Я надеюсь, что у российской дипломатии появится перспектива и возможность работы с нынешней и будущей Ливией. Не знаю, что из этого получится. Но я могу только приветствовать визит ливийского признанного лидера в Россию. Это может помочь, хотя бы частично, восстановить наши геополитические интересны на севере Африки.
***
Евгений Сатановский, политолог, президент Института Ближнего Востока.
— Ливии пока не существует, есть конгломерат племен, сцепившихся между собой, есть кто-то из отставных военных, кого поддерживает Египет (Халифа Хафтар), есть те, кого поддерживает Катар. Есть те, кого поддерживает Саудовская Аравия. Есть «Аль-Каида». Есть другие исламисты. Есть два правительства и два парламента, враждующих между собой.
Вопрос, какое конкретно решение примут российские лидеры — вопрос загадочный. Однако понятно каждому, что любую вещь, которую кто-то хочет купить у России, продавать надо за наличные. И ни в коем случае не продавать в кредит. Тем более Ливии. Хватит тех миллиардов, которые мы там потеряли в ситуации с Каддафи.