— Президент Пётр Порошенко пригласил 13 консультантов для написания новой Конституции Украины. Когда комиссия может приступить к работе?
— Эта комиссия, как правило, утверждается указом президента, она более чем декларативная. Я думаю, что было большой глупостью распускать Конституционную ассамблею, которая была создана ещё при Януковиче. Такие вещи, как написание Конституции, мало зависят от политических настроений. В Конституционной ассамблее были собраны действительно специалисты. Юристы, а не политики должны писать Конституцию.
Но, в то же время, я думаю, что сейчас будут достаточно серьёзные соревнования в конституционных проектах, поскольку свой проект будет предлагать оппозиционный блок. Вчера Борисом Колесниковым уже были озвучены основные направления новой Конституции Украины с точки зрения оппозиции: максимальная децентрализация, реформирование парламента, сокращение депутатов, выборы президента в парламенте и так далее. Это целый ряд моментов.
И здесь уже, конечно, будет борьба двух концепций государства.
— Как будет приниматься новая Конституция? Будет проведён референдум или решение примет Верховная рада?
— В данной ситуации будет попытка провести решение через Верховную раду. Но если в Верховной раде не наберётся 300 голосов, то вопрос должны будут вынести на референдум.
Я считаю, что если будет референдум, то необходимо, чтобы народ высказывался по двум или трём (сколько будет) вариантам Конституции, чтобы было понятно, какой вариант развития страны видит для себя необходимым сам народ.
— Как вы считаете, Минские соглашения будут учтены при написании и выборе новой Конституции? В частности, пункты о предоставлении ДНР и ЛНР особого статуса.
— Ну, вот как раз этот особый статус и должен быть прописан в Конституции.
Что такое «особый статус»? С точки зрения президента, это достаточно ограниченные варианты особого статуса, которые вряд ли могут удовлетворить ДНР и ЛНР. А вот по мнению оппозиционного правительства, особый статус необходимо предоставить всем субъектам Украины.
Я думаю, в данной ситуации нужна универсальная формула, которая бы позволила обеспечить реальную децентрализацию, и тогда сама по себе отпадает постановка вопроса об особом статусе. В таком случае он будет установлен для всех без исключения административных единиц Украины, в том числе для Донецкой и Луганской областей.