Британский премьер Дэвид Кэмерон распорядился воссоздать фонд, появившийся во времена Маргарет Тэтчер, чтобы не допустить в странах постсоветского пространства кризиса, аналогичного украинскому.
Как сообщило агентство Bloomberg, о создании фонда Кэмерон объявит лидерам ЕС в ближайший четверг. Как отмечает агентство, первоначальный бюджет фонда составит 5 млн британских фунтов ($7,35 млн), которые будут использоваться для демократизации таких стран, как Молдавия, Грузия, Босния и Герцеговина.
Впоследствии средства фонда будут увеличены вдвое. По данным источников агентства, он создается в попытке противостоять влиянию России в странах постсоветского пространства. Его рабочее название — «Фонд добропорядочного управления».
Представитель британских властей сказал журналистам, что поддержка демократии не может осуществляться «лишь на словах». По его словам, если соседние с Россией страны видят попытки их запугать, «мы должны быть рядом с конкретной помощью».
Западные государства не скрывают, что рассматривают Грузию и Молдавию как потенциальные точки напряженности в связи с тем, что на их территории есть замороженные территориальные конфликты.
Фонд, который будет направлять финансовые средства в различные страны постсоветского пространства, напоминает организацию, созданную в свое время по инициативе «железной леди» Маргарет Тэтчер, которая, как и нынешний премьер, представляла Консервативную партию. Организация носила имя Know How и была основана в 1989 году для помощи таким странам, как Венгрия, Чехия и Польша, которые еще оставались в орбите влияния СССР, но уже переживали процессы демократизации.
Интересно, что именно эти три государства были наиболее экономически развитыми в социалистическом блоке.
Как отмечает Кэйт Гамильтон, автор большой исследовательской работы, посвященной Know How, Маргарет Тэтчер поначалу сомневалась в эффективности подобного фонда, так как опасалась, что польские власти воспримут его как «подачку» взамен реальной экономической помощи.
Тем не менее, она дала добро и предложила помощь фонда тогдашним польским властям в лице президента Войцеха Ярузельского. Последний лидер коммунистической Польши к тому времени уже допустил реформаторов до управления страной. Программа помощи Варшаве включала в себя ежегодные выплаты в размере 5 млн фунтов стерлингов, которые должны были идти на оплату работы консультантов в сфере приватизации и проведения рыночных реформ.
Западные наблюдатели отмечают, что учреждение фонда сегодня должно продемонстрировать жесткую позицию Лондона в отношении России. В первую очередь сигнал послан другим лидерам ЕС, которые пока не соглашаются на ужесточение антироссийских санкций и даже предлагают отменить уже действующие.
Такого мнения, в частности, придерживается обозреватель британского издания The Business Insider Томас Хирст, который отмечает, что Кэмерон сознательно стремится «вызвать раздражение Путина», посылая сигнал, что Лондон может предоставить соседям России собственные модели альтернативы регионального развития.
Причем, отмечает эксперт, фонд Кэмерона заведомо обречен стать гораздо более политизированной структурой, чем аналогичный фонд Тэтчер.
Стоит отметить, что британский премьер практически не был вовлечен в урегулирование кризиса на востоке Украины, в котором со стороны Европы первую скрипку играли канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд. Так что учреждение фонда можно рассматривать и как попытку набрать дополнительные баллы во внешнеполитической игре.
При этом фонд создается всего за несколько месяцев до очередных парламентских выборов в Великобритании. Кэмерон рассчитывает одержать на них победу, однако оппозиционные лейбористы дышат ему в спину, отставая, по данным последних опросов, всего на 1-2%.
Велика вероятность, что победителю придется искать коалицию, которой Кэмерон хотел бы избежать. В настоящее время он управляет страной совместно с либерал-демократами, но социологи предсказывают, что на этот раз третье место вполне может занять Партия независимости Соединенного Королевства, известная своим евроскептицизмом и недовольством традиционными методами решения международных проблем.
Наращивая внешнеполитическую активность, Кэмерон явно рассчитывает нарастить и собственные проценты на выборах, а также сформировать однопартийное правительство.