Перед тем как поздравить Арсения Петровича с первым, наконец-то выполненным обещанием, вспомним предысторию этого свершения.
Ровно год назад наместник Донецкой обл. Тарута отрапортовал, что «безопасность на границе с РФ усилена благодаря обустройству специального рва, который будет препятствовать незаконному перемещению транспорта и спецтехники»: «Мы с братом на выходных за собственные средства вырыли ров шириной четыре метра, вдоль всего участка границы. Таким образом, любой транспорт или техника теперь могут попасть в регион только через пункты пропуска». «Никто и ничто не пройдет» — так сказал Тарута.
Но тогда, если верить первому в истории Донбасса «представнику чесної влади», следует усомниться в «заявах» этой самой «влади» о танковых армадах российского агрессора, собственно и остановивших победоносное стремительное наступление славного украинского войска ещё под Иловайском. Ведь зайти бронетехника могла только через упомянутые Тарутой пункты пропуска, которые, хоть и не контролируются ныне Киевом, но наблюдатели ОБСЕ и прочие мониторинговые миссии там присутствуют. А они о проходе таковых армий не докладывали.
Своими заявлениями об искусственном препятствии длиной в сотни километров, шириной 4 м, глубиной 2,5 м и сопровождаемой валом высотой 2 м донецкий гауляйтер растревожил разве что экологов. Те обследовали ров и выявили, что он «вышел размерами скромнее — шириной метра два максимум. Да и длина его ограничена побережьем Азовского моря и границей с соседней, Луганской областью (?!!! — Д.С.) — это 180 километров».
«Зачем всё-таки Сергей Тарута копал траншею, — задались исследователи явно не научным вопросом. — Любая военная техника проскочит её с ходу. Или Донецкий губернатор не знает, что такое бульдозер? Вряд ли. Скорей всего, дело было так: Тарута чувствовал, что нужно что-то делать, но что конкретно делать, не знал. Вот и решил заняться земляными работами».
Экологи ошиблись. Оказалось, не любая техника проскочит траншею с ходу. Украинский танк умудрился завалиться в «противороссийское заграждение». На помощь к нему пришёл ещё один и… тоже застрял.
Но, допустим, 4х2,5 м изначально были, а их просто прикопали бурятские орды, для того и проникавшие на территорию Украины по ночам, когда их не видят американские спутники.
Как бы там ни было, а Тарутинский ров стал не только символом современной украинской военной мысли, не допускающей наличие у якутских танкистов (© Парубий) банальных приспособлений под названием танковый мостоукладчик…
И это самый скромненький из танковых мостоуладчиков.
… но и особого украинского патриотизма (т.е. — с интересом)
The Kiev Times привели следующие расчеты для рва 4м х 2,5м х 300км (который якобы обошёлся Таруте в стоимость 50 самолётов): «Украинско-российская граница по Донецкой области — это линия примерно 350 километров. Можно округлить ее длину условно до 300 (убрав речки, ручьи, пруды, населенные пункты). Общий объем канавы 4 м х 2,5 м х 300 000 м = 3 миллиона кубометров грунта. Производительность экскаватора Hitachi zx 330 LC с длиной захвата ковша на расстояние до 5 метров — примерно 3000 кубометров за 8 часовую рабочую смену. А это — выемка 375 кубов за час работы. Час работы экскаватора в Донецке стоит 675 грн (если брать технику указанной модели). 3 000 000 / 375 * 675 = 5,4 млн. грн.».
5,4 млн. грн. — это пусть не 50, но 25 таких вот «аэробусов» по официальному курсу на март 2014 г.:
Но изображённый на фото «Птенец-2» — российского производства. Мерить в нём украинский патриотизм — святотатство.
Поэтому берём хотя бы легендарную «Сэсну», зарекомендовавшую себя как посрамительницу клятой Москвы (помните Руста?). Получается… 2 самолёта.
Но поскольку рыл ров Тарута за свои «честно нажитые», остальные 48 несуществующих самолётов спишем не на распил, скажем, авиационного парка, а на набивание себе цены как украинскому патриоту.
А вот коллега Коломойский и его верный Яценюк не были бы истинными «високопосадовцями» (залётный Тарута-то с должности слетел уж) если бы не замыслились над эффективностью освоения средств при строительстве фортификационных сооружений на украинских границах.
В июне первый представил «президенту» Порошенко проект «стены» на границе с РФ (протяженность сухопутной части 1920 км), предусматривающий забор из высокопрочной стали с колючей проволокой, по которому будет проходить электрический ток, сопутствующие рвы (ну как же без этого!), «колючку» и минные поля. Всего за каких-то стоимостью около 100 млн. евро.
И в сентябре Яценюк объявил о начале строительства «Стены». Сдача её в эксплуатацию намечалась на март 2015 года. Т.е. на сейчас.
Съёмочная группа сверхпатриотичного ICTV выехала порадоваться «новобудові», но… обнаружила лишь 30 метров проволоки посреди поля, которые ещё осенью распиарил Яценюк как первый этап (все 30 м в объектив «отчего-то» тогда «не умещались»). «А севернее, — возмущаются телевизионщики, — всего в часе езды до Белгорода и в километре от российской границы, находится крайнее украинское село с символическим названием Окоп. За ним — поле, по которому проходит государственная граница. Но увидеть ее невозможно — ни рва, ни проволоки. Нет там ничего — заходи не бойся, выходи не плачь. Если даже и перерыли канавку, то ее можно переплыть. У нас один парень в соседнем селе, российском живет. Вот он придет вечером к матери, и уходит назад». Впрочем, надежда ICTV не покидает: «На обустройство границ Луганской и Харьковской областей заложено в бюджет 2015 г. около 300 млн. грн. Главное, чтобы эти деньги не стали пиаром высших должностных лиц». Зачем же пиаром? Есть статьи распил… тьфу-ты! (Критикана начитался)… расходов и поинтересней.
Но как же, спросите, сдача в срок, анонсированная в заголовке? А так, что «обломавшись», в связи с пустотой казны, на строительстве физической «Стены», Киев принялся сооружать «Стену» виртуальную.
«Правительство принимает решение о прекращении действия соглашения между Украиной и Российской Федерацией о малом пограничном движении. С 16 марта можно будет пересекать государственную границу исключительно через международные пункты пропуска, которые полностью контролируются украинскими властями. Соглашение о малом пограничном движении между Украиной и Россией прекращается украинской стороной», — заявил всё тот же Яценюк.
При этом ещё в феврале уже было принято решение, что с 1 марта граждане РФ будут въезжать на Украину исключительно по заграничным паспортам, а не по внутренним, как это практиковалось ранее. «Это вопрос национальной безопасности и контроля за перемещением граждан, в первую очередь Российской Федерации, которые, к сожалению, сюда не для туризма приезжают. У них «туристические автомобили» — российские танки. А билеты — российских военнослужащих. Туристическое агентство — Министерство обороны Российской Федерации и ГРУ ГШ Российской Федерации», — прокомментировал очередное «гениальное» решение правительства догадайтесь с трёх раз кто.
И вновь не нашлось в «кабмине» ни одного адекватного реалиям XXI века человека (хотя откуда ему там взяться?), кто бы мог шепнуть так и не вышедшему из возраста игр в войнушки «премьеру», что у танкистов не паспорта, а военные билеты (об этом, заодно не мешало бы поведать и «президенту», размахивавшему «паспортами российских военных» перед лоховатыми европейцами). Что же касается шпионов, ГРУ как-нибудь уж в состоянии раскошелиться на загранпаспорта.
И, скажите, какая спецслужба станет переправлять своих людей через пункты погранконтроля для местного приграничного движения (которые предназначены только для тех, кто проживает в 50-километровой приграничной зоне), если контингент-то на таких пунктах, как правило, постоянный, хорошо знакомый пограничникам. Любой «новичок», тем более «подозрительного» возраста не сможет не вызвать здесь повышенного внимания, в отличие от крупных международных пунктов пропуска с тысячами людей, проходящих и проезжающих через них в обе стороны.
Значит, пострадают от этого нововведения исключительно простые граждане Украины и РФ, особенно живущие в приграничной зоне. Ведь каких-то двадцать четыре года назад там не было никаких границ, кроме прочерченных по карте административных, иногда проходивших по улицам городов и поселков и даже по чьим-то огородам. Люди общалась, ходили в клуб на танцы и кино в «соседнюю республику» женились, переезжали из УССР в РСФСР и наоборот (что было равносильно переезду в рамках одного города или соседнее село), наконец, работали в другой республике.
Собственно, для сохранения этих связей, облегчения жизни жителям приграничья и было достигнуто отменённое каким-то «киндер-премьером» соглашение о малом приграничном движении — чтобы люди могли посещать своих друзей и родственников, живущих неподалеку, но по воле истории в другом государстве. А многие ведь и работали в «соседней державе», что особенно выручало жителей украинских приграничных территорий.
И вот всему этому пришел конец. Теперь, к примеру, родителям и детям, живущим в нескольких десятках метрах друг от друга, придется ехать через ближайший международный пункт пропуска, который может находиться в сотне километров, да еще и оформлять загранпаспорта, которые у большинства жителей глубинки, особенно пожилых, отсутствуют.
Облегченное приграничное сообщение существует между подавляющим большинством государств-соседей, даже если их отношения не особо теплые (как между Россией и Польшей). Исключения стали притчей во языцех — Берлинская стена (1961-1989), внутрикорейская граница (c 1953 года)… Неужели Украина, перекрыв ко всему прочему и транспортное сообщение с «оккупированной Тавридой», стремится пополнить сей «тоталитарный» ряд?
Впрочем, кому это я?