Для немецкой экономики, традиционно ориентированной на мировые рынки, это пренеприятное известие. Экспорт — локомотив народного хозяйства ФРГ. Если тормозит внутренний спрос, обычно выручает внешний. Но не на этот раз.
Причин для негатива несколько. Тут и вялая коньюктура в ЕС, который демонстрирует неустойчивый рост ВВП почти на грани стагнации.
Соответственно, вывоз товаров made in Germany в государства «еврозоны» сократился на 2,8%. Тут и охлаждение экономического бума в Китае. Но главной проблемой — тут эксперты едины — стали геополитические риски. Все сильнее разгорается пожар на Ближнем и Среднем Востоке. Беспокойна Африка. И — самое тревожное — война подошла к Германии вплотную, со стороны ее восточноевропейских границ.
Из-за введенных против России санкций и общей нестабильности торговля Германии с партнерами на территории бывшего СССР в 2014 году буквально обрушилась. В первую очередь с Украиной. Экспорт немецкой продукции в эту измучанную гражданскими конфликтами страну упал на треть. С Белоруссией (-21%) и Казахстаном (-20%) дела немного лучше. Россия на четвертом месте (-18%). Но абсолютные потери промышленников Германии на российском направлении чувствительнее всего. Как сообщает Восточный комитет немецкой экономики, который защищает интересы немецкого бизнеса на рынках СНГ, поставки из Германии в Россию сократились за год на 6 с половиной миллиардов евро (на Украину — на 1,8 миллиардов).
В итоге, жалуется председатель Восточного комитета Экхардт Кордес, «оборот немецкой торговли с Россией, где проживают 140 миллионов человек, упал до уровня товарообмена Германии с Чехией и Австрией, где население по 10 миллионов».
76% предприятий, объединенных в Восточном комитете, критикуют санкции против России. Только 24% считают их адекватным ответом на политику РФ в Крыму и Донбассе. Что касается Украины, то три четверти опрошенных коммерсантов хотели бы видеть ее частью общего экономического пространства Евросоюза и ЕАЭС.
Иначе перспективы нерадужные. Если Запад не отменит — или хотя бы не смягчит — ограничительные меры, которые препятствуют торговле с РФ, дальше будет хуже. Падение товарооборота идет с нарастающей динамикой. «До сих пор реализовывались сделки, заключенные до введения санкций», отмечает эксперт Германской торгово-промышленной палаты Фолькер Трайер. Но новые двусторониие контракты сейчас почти не подписывают. Вскоре это может привести к еще более резкому падению товарооборота, недополученной прибыли, неоправдавшихся инвестициях немецких концернов в России. «Больнее всего это ударит по флагманам экономики Германии: автомобиле- и машиностроению», предупреждает Трайер.
Речь идет — ни больше, ни меньше — о стабильности немецкого рынка труда. От торговли с Россией в Германии зависят 300 тысяч рабочих мест. И они под угрозой. Крупные, мультинациональные концерны еще могут переориентироваться, уйти на рынки Америки и Азии. Труднее всего мелкому и среднему бизнесу.
«Многие средние предприятия годами вкладывали средства в то, чтобы закрепиться на российском рынке. Теперь они, не по своей вине, а из-за санкций ЕС, потеряли большую часть бизнеса», жалуется президент организации Германо-российский экономический союз Ханс-Дитер Филиповски. За прошлый год оборот каждой из немецких фирм-членов союза в России сократился в среднем на 27%. 76% опасаются за рабочие места на своих предприятиях в Германии и не исключают, что им придется увольнять сотрудников.
Филиповски требует от правительства Ангелы Меркель компенсации бизнесменам, которые пострадали от санкционной политики Евросоюза. Его прогноз пессимистичен: «Каждая упущенная нами сделка в России — удар по европейской экономике и плюс для поставщиков из других регионов, например из Азии». Ниши на рынке, которые оставит немецкий бизнес, быстро заполнятся. Европе грозит потеря России как стратегического экономического партнера.