Журналисты привели самые громкие обещания Яценюка и опросили экспертов на предмет их реализации.
Одним из первых обещаний было преодоление коррупции, о чем он заявил 3 декабря 2014 года. Уже через месяц на итоговой пресс-конференции Яценюк сообщил, что «на макроуровне» коррупцию удалось преодолеть.
Заявление украинского премьера прокомментировал глава правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин:
«Разговоры о преодолении большой политической коррупции – бред. Это попытка выдать желаемое за действительное. И еще. Если Яценюк говорит об искоренении большой политической коррупции, то каким способом это было сделано? Какие реформы были осуществлены, чтобы она исчезла? Я о таких не знаю. Возможно, премьер их прячет?»
Кроме того, Яценюк обещал сделать все, чтобы стабилизировать курс гривны (3 июня 2014 года). С момента этого заявления премьера прошло девять месяцев. За это время гривна обесценилась в два раза. В целом за год – в три. Однако Яценюк объяснил это тем, что у правительства немного инструментов, чтобы влиять на курс гривны, поскольку за него несет ответственность исключительно Национальный банк.
«Правительство является ключевым органом в определении, что будет с курсом. Потому что наш экспорт и импорт не являются компетенцией Национального банка. Если нужно усилить национальную валюту – увеличивай экспорт, уменьшай импорт, регулируй их соотношение, сделай, чтобы инфляция была 0%, а не 35%! Относительно оценок премьера, что курс точно можно стабилизировать на отметке 27,76 грн/$, – это вызывает смех. Вы помните его гениальную фразу, что 13 грн/$ бюджет не выдержит? А помните, как у Козьмы Пруткова: «Единожды солгавши, кто тебе поверит?». Особенно на такой должности», — считает экономист, президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко.
И наконец, Яценюк обещал построить стену на границе с Россией, ведь никто безвизового режима не даст, если нет границы, отмечал премьер.
«Насколько мне известно, этот проект вообще не реализуется. Украина находится в таком состоянии – и в финансовом, и в социальном, – что пока не до «Стены». Когда речь идет о каких-то проектах, необходимо себе отдавать отчет: для чего это надо и насколько это реализуемо. А пока мы наблюдаем вал различных инициатив, которые принимаются не по принципу «нужно ли это Украине», а про принципу «кто быстрее». Вот кто-то пропихнул эту «Стену», оно и пошло», — считает военный эксперт, директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский.