Прошел год, как украинское правительство возглавил премьер Арсений Яценюк. Его кандидатуру после государственного переворота в феврале 2014 даже публично согласовали с майданом. И хотя некоторые приняли это назначение криками: «Пулю в лоб!», смысл этих слов дошел до остальных, видимо, только сейчас.
Комментируя новый состав кабмина, сам Яценюк назвал его тогда «правительством камикадзе», поскольку из-за отчаянного финансового положения Украины этому правительству предстояло принимать непопулярные меры. Тем не менее, до парламентских выборов 26 октября дожили все министры. Не все потом остались при портфелях. Но Яценюк устоял. Его новый кабинет, частично сформированный за счет иностранной рабсилы, стали именовать уже «правительством реформаторов».
Правда, ни сами реформы, ни то, как они проводятся, не дают гражданам Украины оснований с оптимизмом смотреть в будущее.
Нацвалюта упала практически вдвое: сейчас за один доллар дают уже до 37 гривен. И по прогнозам, это еще не предел. За обвалом гривны в глубокое пике ушли зарплаты: размер минимальной заработной платы на сегодня составляет 1218 гривен (или 43 доллара по текущему курсу — это ниже, чем в Гане, Замбии и Бангладеш). При этом с 1 апреля украинцев ждет подорожание электроэнергии на 50% (в течение двух лет в 3,5 раза). А цены на газ вырастут в 3,8 раза только в этом году.
«Порошенко, объясни, что происходит!», «Яценюк, объясни, что происходит!», «Гонтарева (глава НБУ — ред.), объясни, что происходит!» — с такими призывами возмущенные граждане Украины обращаются через соцсети к руководителям страны, чтобы те поговорили с народом о ситуации в экономике.
Но разговаривать с простыми людьми, судя по жесткому разгону митинга обманутых вкладчиков у здания Нацбанка в четверг вечером, никто, наверное, не собирается.
За год работы нынешнего кабинета министров страна скатилась в самый жесткий финансовый кризис за весь период существования украинской национальной валюты.
Даже среди депутатов Верховной Рады растет недовольство правительством и политикой премьер-министра Яценюка. И многие (правда, пока только в кулуарах) говорят, что готовы проголосовать его за отставку.
На понедельник, 2 марта, в Раде назначено внеочередное заседание, на котором планируется принять ряд важных решений для стабилизации ситуации в экономике. Зампред фракции «Батькивщина» Сергей Соболев назвал это заседание «последним шансом» для кабмина и его главы.
Вопрос: нужен ли этот шанс самому Яценюку?
— Нынешняя власть на Украине, безусловно, получила абсолютную монополию — как это было в начале 2005 года. Но просто в других условиях, — комментирует ситуацию руководитель социологической компании Research and Branding Group Евгений Копатько. — У Яценюка, замечу, по-прежнему очень высокий рейтинг — 41%. Несмотря на то даже, что в последнее время он тоже стал достаточно быстро снижаться — к февралю, по сравнению с ноябрем, падение составило 15%.Тем не менее, у нас всего два политика в стране, имеющих такой процент поддержки — это президент и премьер.
Безусловно, такое позитивное отношение не столько их заслуга, сколько кредит доверия простых людей, которые за них голосовали, их поддерживали и т.д. Но риски, что кредит этот себя скоро исчерпает, очень велики.
Потому что на вопрос, «что происходит с украинской экономикой», боюсь, сейчас очень сложно что-нибудь сказать даже премьер министру. Во всяком случае, сказать что-то утешительное. По той простой причине, что экономика Украины просто разваливается на глазах. Закрывается огромное количество предприятий. Большое количество людей остаются без работы.
По большому счету, Украина сегодня может жить только за счет внешних заимствований. Потому что внутренние ресурсы у страны сокращаются.
И поэтому, действительно, наступают и политические, и социальные последствия для людей, которые поддерживали ту или иную сторону, и для политиков, которые совершали те или иные действия.
Приходит время платить по счетам. И думаю, отношение к этому процессу в народе проявится где-то в первых числах марта. Когда нужно выплачивать зарплаты, платить за коммунальные услуги…и т.д.
«СП»: — В какой форме проявится?
— Полагаю, последствия будут достаточно тяжёлые. Поскольку, надо понимать, что очень быстро экономическая ситуация в стране не улучшится. Нужны некие социальные амортизаторы, хотя бы в виде каких-то компенсаций для людей. Жить, условно говоря, придется на три тысячи гривен в месяц — примерно столько составляет средняя заработная плата в стране. Но два года назад она равнялась 400 долларам, а сегодня это около 123 долларов.
Такая жесткая реальность, в которой оказались люди, конечно, заставит их как-то действовать более активно. Потому что им нужно просто выживать.
***
Как бы не раскачивалась экономическая лодка на Украине, и даже, если она пойдет ко дну, премьер ни за что отвечать не будет, уверен исполнительный директор Российско-украинского информационного центра Олег Бондаренко:
— Я бы не переживал сильно за судьбу Арсения Яценюка, по той причине, что он является главной креатурой США на Украине. Правильней было бы именно Порошенко переживать сейчас за свою судьбу. Потому что от Яценюка сейчас не избавиться. Он нужен американцам.
«СП»:- Для чего?
— Для того чтобы управлять Украиной.
«СП»: — Но как-то не очень хорошо у него получается…
— Для американцев как раз все у него очень даже хорошо получается. У него не получается в условиях реального кризиса сейчас проводить какую-то политику в интересах украинцев. Это у него не получается и получиться не может. По понятным причинам.
А исполнять указания посольства США у него хорошо получается. И получается гораздо лучше, чем у Порошенко.
Так что в ближайший год Яценюк в любом случае останется на своем посту. И если куда-то с него и перейдет, то только на пост президента.
«СП»:- Что будет с экономикой страны?
— Ничего хорошего не будет. Украину ждет дефолт. Но это все будет уже в условиях войны, военного положения.
«СП»: — Терпение людей не безгранично же…
— До определенной степени будут терпеть. Может, выйдут на улицу. Только что толку? Их будут разгонять силой.
«СП»: — Как тогда быть с депутатами, которые тоже вроде как недовольны правительством Яценюка?
— Парламентарии, они что — сами по себе что ли? Это всё чьи-то игры олигархические. Яценюк является сейчас наиболее устойчивым политиком на украинской политической карте. Потому что он, во-первых, находится в хороших отношениях со многими олигархами (с Коломойским, в особенности). Во-вторых, он, как я уже сказал, главная креатура посольства США. О его судьбе переживать не стоит.
«СП»: — Нонсенс получается: человек, который за год своего премьерства так обвалил экономику страны, является при этом самым «устойчивым» политиком?
— Потому что он захватил власть, конечно. Невозможно соотнести положение Яценюка с тем, что он сделал для народа Украины. Это в корне неправильно. Причем тут народ? Кто, вообще, спрашивал этот народ?
Народ этой власти был нужен для массовки, в качестве статистов на майдане — и все: «Мавр сделал свое дело, мавр может отдыхать». Еще народ нужен для того, чтобы умирать и убивать в Донбассе. А больше народ не нужен. И никто его мнением больше интересоваться не будет.