Европу пробирает дрожь в ожидании греческих выборов 25 января: неолибералы трясутся, опасаясь прихода к власти коалиции радикальных левых сил СИРИЗА. Левых экспертов, активистов профсоюзов и политиков, в свою очередь, пробивает нервная дрожь в предвкушении возможности, наконец, начать борьбу с европейским кризисом иначе, чем другие силы вели ее до сих пор. Таким образом, речь идет не больше и не меньше, чем об определении дальнейшего направления развития континента.
Начать все сначала, действительно, необходимо. Ведь гуманитарная катастрофа, которую некоторые экономисты предсказывают в случае — скорее гипотетического — выхода Греции из зоны евро, давно уже стала реальностью. Об экономическом росте речи не идет, промышленная база разрушена, безработица бьет рекорды, а система здравоохранения разваливается.
Правда, СИРИЗА не может гарантировать, что нынешнее положение дел вскоре изменится. Однако стабильно высокие показатели популярности этой партии среди греков, похоже, свидетельствуют об их надеждах увидеть свет в конце тоннеля. Европа чувствует, что бремя отсутствия альтернатив для политики экономии можно, наконец, сбросить.
Ничто не олицетворяет это так, как прагматический подход СИРИЗА к проблеме государственного долга в размере 322 миллиардов евро. Это 175 процентов годового ВВП. Конечно, Греция никогда не сможет выплатить этот долг — об этом говорит не только Алексис Ципрас, но и немецкие экономисты, а также Международный валютный фонд (МВФ). В минувшие выходные вынуждена была признать даже Европейская комиссия.
Но прежде, чем вообще сможет зайти речь о том, чтобы взглянуть в глаза реальности и заняться восстановлением греческой экономики, необходимо получить политический мандат. То, что он может быть выдан после греческих выборов, является предпосылкой для необходимого второго урезания долгов — после кризисного 2012 года. Если СИРИЗА при этом напоминает об указе о претензиях в адрес послевоенной Германии от 1953 года, то это не популизм. Это в большей степени отсылка к историко-экономическим фактам.
Так что популистом Алексис Ципрас станет лишь в случае, если после победы на выборах не возьмется за обещанные решительные реформы. Ибо борьба с коррупцией и с уклонением греческих элит от налогов — это то, в чем страна нуждается больше всего.